Портреты известных невидимок Замыкая круг...
1 декабря 2005, 19:25
Название "Портреты известных невидимок" сокращенно выглядит так – ПИН. Потому всякий раз я ввожу специальный пин-код: И.А.Ч. – Ирина Александровна Чиркова.
- Как складывалась ваша судьба? Путь в журналистику был прямым или окольным, как у меня, через другую профессию?
ЧИРКОВА: Я бы сказала, что все было по кольцу. Я пришла в здание бывшего Гостелерадио на Пятницкой 25 на тогдашнее иновещание в 1970 году работать учеником звукооператора. И с тех пор вся моя жизнь движется по кругу. Тридцать лет назад я в это здание пришла, и вот опять мы с вами здесь работаем.
- Два радиуса и получился диаметр.
ЧИРКОВА: Совершенно верно. А так как это все-таки круг, он бесконечен.
- Микрофон вообще большой провокатор.
ЧИРКОВА: Да, гораздо больший, наверное, даже чем камера. Потому что там есть грим и возможность отвести глаза, а с голосом ничего нельзя сделать.
- Вы ведь потом стали журналисткой радиостанции "Маяк"?
ЧИРКОВА: Вообще все произошло гораздо раньше. Я после окончания факультета журналистики университета уехала работать в Норильск. И это была обычная студия городского норильского радио.
- Необычное место пребывания – Норильск. Вы там убедились, что Север бескрайний?
ЧИРКОВА: Абсолютно. Более того, есть такая строчка у Высоцкого "север, воля, надежда, страна без границ - словно долгая жизнь без вранья". Это, конечно, было при той власти, естественно, это была другая жизнь и другая журналистика. Но именно Норильск (а я там проработала шесть лет: сначала - на радио, потом - на местном телевидении) дал тот заряд, который слепил мой характер, самое главное в котором - ничего не бояться, так как на Севере вы уже были.
- Ну а потом была радиостанция "Маяк". Это я знаю точно.
ЧИРКОВА: Да, потом был "Маяк", причем в самые лучшие свои времена, как мне кажется.
- Я вообще прошлое радио вспоминаю с чувством ностальгии. Там было не все плохо. Была цензура, но, сколько было благородного!
ЧИРКОВА: Во-первых, туда было нельзя попасть просто потому, что кто-то куда-то кому-то. Существовали четкие критерии, начиная с того, что ты обязан был хорошо владеть русским языком, и главное (не берусь судить, что было более важно, а что менее) - умение работать в коллективе единомышленников, умение работать в любое время дня и ночи. Да, "Маяк" - круглосуточная программа. Был, есть и, надеюсь, будет. Плюс постоянная необходимость держать себя в форме.
- Это по-своему прекрасно. И я помню, как нас с вами жизнь свела, что именно я сообщал руководству "Радио России" о том, что там есть талантливый человек Ирина Чиркова, которая очень хочет попасть на работу на "Радио России".
ЧИРКОВА: Да. В 1996 году в какой-то момент мне показалось, что на "Маяке" стало безрадостно и безнадежно. И когда появилась возможность что-то поменять, я пришла работать на "Радио России".
- Хочу отметить непременно одно обстоятельство: Чиркова была очень успешной на радиостанции "Маяк".
ЧИРКОВА: Если сопоставлять житейские дела, то, да, я была ведущей "Панорамы", которая в то время была самой главной "маячной" программой. А пришла просто вести "Новости". Мне предложили на "Радио России" быть ведущей новостей. А потом опять все повторилось, тот же круг, все по кольцу.
- Сейчас Ирина Чиркова – одна из лучших ведущих программы "Этот день".
ЧИРКОВА: Леня, ну… Оно, конечно, приятно, когда тебя хвалят, потому что ваша оценка (я сейчас употреблю это высокое слово, но в самом хорошем и теплом смысле) - это оценка патриарха.
- Есть дивная шутка. Я стар, я стар, я – суперстар.
ЧИРКОВА: А вообще меня последнее время занимает вопрос, в чем заключается разница двух понятий – архаизма и консерватизма?
- Что я бы выбрал из этих двух вещей? Безусловно, консерватизм, поскольку консерватизм говорит об устойчивости мышления и характера, а архаизм – просто о стремлении в старину, устарелость.
ЧИРКОВА: Вообще, информация как медицина, считаю, - вещь достаточно консервативная по своему строю, функциям, задачам. И единственная опасность, которой, как мне кажется, нужно бояться, когда ты в ней работаешь всю жизнь, так этого перехода, незаметного подчас для человека, от консерватизма к архаике. И мне бы очень хотелось у себя самой в биографии, в работе, сколько мне еще предстоит этим заниматься, все-таки этого избежать.
- А мне бы очень хотелось, чтобы подобно мне вы счастливо прожили на радио до патриаршего возраста. Спасибо вам.