Картинка

Уроки истории Дмитрий Бондарев был арестован как враг народа

2 августа 2011, 02:00

Персоны

В этот день ровно 95 лет назад - в 1916 году - в Москве был основан завод АМО. Инвесторы-владельцы - братья Рябушинские. Подробности - в рубрике у Андрея Светенко на радио "Вести ФМ".

В советские времена - ЗИС, ЗИЛ, а теперь АМО-ЗИЛ, как символ примирения эпох. Это было первое в России, производство грузовой автомобильной техники. Крупное и наисовременнейшее по оснащению и оборудованию. Принято считать, что завод только собирался освоить выпуск полуторатонного грузовика "ФИАТ-15-Терр" модели 1915 года. Но революция и гражданская война помешали. Нет. В 1917 году на АМО, - кстати, расшифровывалась аббревиатура не "акционерное московское общество", как теперь, а акционерное МОТОРНОЕ - так, вот, 432 машины собрали в год революции, а в 1918 году - почти в два раза больше - 779, и еще 109 - в 1919. И только когда закончились завезенные еще при Рябушинских запасы комплектующих и сборочных деталей, завод встал. И перешел на ремонт и восстановление грузовиков иностранных марок. Лишь в ноябре 1924 года возобновил выпуск автомобилей. И был это тот же самый "ФИАТ-15", то есть уже далеко не "новость" на автомобильном рынке. Это, так сказать, истоки отставания советского автопрома. В советские времена эту паузу в пять лет объясняли просто - "разруха". Но в Москве ни бомбежек, ни войны не было. Так что "разруху" как причину надо понимать в прочтении булгаковского профессора Преображенского, когда она,"разруха", в головах.

В этом смысле, показательна судьба первого директора завода АМО Дмитрия Бондарева. Русский инженер руководил выпуском первого российского автомобиля "Руссо-Балт". Естественно, попал в поле зрения инвесторов и владельцев АМО, купцов Рябушинских, в день, о котором рассказываем, занял пост директора еще строившегося завода, жалованье ему тогдашние автоолигархи положили в 40 тысяч золотых рублей, между прочим, в два раза выше, чем генеральское. Плюс по 100 рублей за каждый сошедший с конвеера автомобиль.

3 марта 1917 года, на следующий день после отречения Николая от престола, рабочие вывезли Бондарева на грязной тачке из заводских ворот к ближайшей остановке трамвая,очень символичная акция. О ней потом в учебниках истории писали. Бонадрев уехал на родину в Ростов-на-Дону, в гражданскую служил у белых, по автомобильной части. Остался в Советской России, в качестве спеца из бывших строил Россельмаш. Потом служил на нем главным инженером. В 1935 году Иван Лихачев, директор ЗИСа, пригласил Бондарева в Москву, на прежнее место работы, в бюро реконструкции. И только спустя два года, в памятном 1937, Дмитрия Бондарева арестовали как врага народа и расстреляли. Но об этом в уче6никах уже не написано.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация