Уроки истории У немцев – нервозность и апатия, у наших – нехватка боеприпасов
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день – 14 февраля 1942 года – на главном направлении, к западу от Москвы, боевые действия приняли позиционный характер. Прочтение этой формулировки всегда предполагает уточнения – "с одной стороны", "с другой стороны". Итак, с одной стороны немцам удалось приостановить продвижение советских войск к Ржеву и Вязьме. Но морально-волевой дух немецких войск был основательно подорван. Командующий 4-й немецкой армией доносил: "Соединения перенапряжены и душевно истощены. У солдат и офицеров отмечаются нервные припадки. В батальонах осталось примерно по 2 офицера, 12 унтер-офицеров, 60 солдат и по 5 пулеметов. Пополнение недостаточно обучено, маршевые батальоны должной помощи не оказывают. Врачи отмечают у солдат как общее явление повышенную нервозность и апатию".
С другой стороны, практически иссякли силы у наступавших на протяжении 2 месяцев советских войск. Возникли трудности с вооружением и боеприпасами. Назначенный 1 февраля главкомом вновь созданного Западного направления – структуры, объединявшей несколько фронтов, – генерал армии Жуков был вынужден выбивать у Ставки буквально каждый пулемет поштучно. Ощущалась нехватки снарядов и мин, а также других материальных ресурсов. Показательный пример: в связи с исчерпанием боеприпасов фронт в какой-то момент остался без поддержки реактивной артиллерии, знаменитых "катюш". В такой ситуации необходимой ударной силы для продолжения наступления, тем более, в трудных зимних условиях, у войск Западного направления не было.
О положении дел на других участках фронта можно судить по очередной сводке Совинформбюро. Она содержала любопытные детали, что называется, из первых рук: "Сдавшийся в плен в районе Донбасса ефрейтор 258-й немецкой пехотной дивизии Юзеф Беккерс рассказал: "Наша дивизия насчитывала 12 тысяч человек. В последние дни мы понесли огромные потери, и теперь в дивизии – всего 600 солдат и офицеров. Это я знаю точно, потому что был поваром и хорошо знаком со списками личного состава. С продовольствием дела обстоят очень плохо. Продукты доставляются транспортными самолетами, но их явно недостаточно. На 8 солдат выдается в сутки 1 килограмм хлеба. Дисциплина расшатывается. Случаев неисполнения приказов – очень много. Нарушителей отправляют в штрафные роты. Их посылают на самые опасные работы – испытание взрывчатых веществ, разрядку снарядов, постановку и снятие мин. Штрафных рот, находящихся в распоряжении гестапо, солдаты боятся больше всего".