Уроки истории Хрущев не собирался возводить Берлинскую стену
Персоны
Ровно 50 лет назад началось сооружение Берлинской стены. С подробностями - исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.
В этот день ровно полвека назад - в 1961 году - началось сооружение Берлинской стены, ставшей самым известным символом холодной войны.
Теперь странным кажется, что в первые 15 лет после окончания войны самой горячей в истории - Второй мировой - никаких преград, кроме контрольно-пропускных пунктов между Западным Берлином, ставшим зоной оккупации британских, американских и французских войск, и Берлином Восточным, центром советской зоны оккупации Германии, не было. Местные жители свободно общались друг с другом, ходили в гости, обменивались карточками, товарами, продуктами, сравнивали житье-бытье.
Как раз в этом экономическом сравнении и обнаружился корень зла. Если в первые послевоенные годы жизнь немцев была одинаково трудной, что на Западе, что на Востоке, то к середине 50-х стали ощущаться плоды американской программы Маршалла по возрождению западногерманской экономики. И перемещение берлинцев через блокпосты и демаркационные линии стало односторонним. В период с 1949 по 1960 годы два миллиона шестьсот тысяч немцев явочным порядком ушли из ГДР в ФРГ.
Выход из такой ситуации руководство ГДР во главе с Вальтером Ульбрихтом предложило кардинальный - возвести бетонную стену с колючей проволокой и сторожевыми вышками по всему периметру вокруг Западного Берлина, благо основная граница между ГДР и ФРГ была с самого начала непроходной.
Любопытно, но поддержки у советского руководства этот план поначалу не нашел. На совещании в Кремле Хрущев предложил Ульбрихту превратить Восточный Берлин в наглядную витрину достижений социализма. Можно считать Никиту Сергеевича наивным человеком, но, похоже, он искренне верил в то, что социализм в состоянии выдержать экономическое соревнование с миром капитализма, и доказать, что при нем народу жить лучше. Да, в ГДР было лучше, чем в СССР. Но сами немцы-то смотрели не на Восток, а на Запад. И, в конце концов, Кремлю пришлось дать согласие и пойти на серьезное осложнение международной обстановки, потому что сооружение Берлинской стены означало, что Западный Берлин оказался в фактической блокаде.
А кроме всего прочего, Берлинская стена, пожалуй, - самый наглядный пример в истории, когда отгородиться решили не те, кому жить хорошо, от тех, кто в хорошую жизнь всеми правдами и неправдами рвется, а наоборот.