Картинка

Уроки истории Свободный британец верит в своё право разбушеваться

14 августа 2011, 20:58

Персоны

Беспорядки в Великобритании стали одной из главных тем в мировых новостях.  В чём первопричина массовых бесчинств?  Можно ли это назвать провалом в политической системе страны? Или дело в экономической нестабильности? Андрей Светенко пытался разобраться в особенностях британских погромов вместе с политологом Борисом Кагарлицким и заместителем декана факультета мировой экономики и мировой политики "Высшей школы экономики" Игорем Ковалевым в студии радио "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Ровно неделю назад в Великобритании поднялась волна уличных беспорядков, грабежей, поджогов, мародерства, поводом для которых стало убийство полицейскими во время задержания некоего Марка Даггена, 29-летнего безработного жителя Лондона. Волнения начались в районе Тоттенхэм, потом быстро перекинулись на другие кварталы британской столицы, а в середине недели уже и в другие города страны - Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем. Эта тема - одна из основных на этой неделе. Обсудим ее и мы, надеюсь, в историческом разрезе, с нашими гостями. У нас сегодня в гостях Борис Кагарлицкий. Борис Юльевич - политолог, директор Института глобализации и социальных движений. И Игорь Георгиевич Ковалев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики "Высшей школы экономики". Итак, что же это было, что это происходит, во-первых? Очередной закат Европы, очередной системный сбой западной демократии или что-то другое?

Кагарлицкий: Системный сбой, конечно, налицо. Другое дело, что я бы не сказал, что это закат западной демократии или английской свободы. Потому что, вообще-то говоря, именно с таких бунтов, восстаний, волнений английская свобода и английская демократия начинались. И это давняя британская традиция, очень, кстати говоря, в низах общества уважаемая. И свободный британец знает, что если власть его как-то обидела, или ему кажется, что власть его обидела, то он имеет право разбушеваться, крушить все подряд. А дальше уже вступает в силу действительно некая инерция бунта. Причем, есть еще понимание, что, нанося ущерб собственности, вы как бы подаете сигнал правящему классу, политической системе, что к вам надо относиться серьезно.

На самом деле, есть один очень неприятный момент. Вот, допустим, перед началом войны в Ираке в Лондоне была миллионная уличная демонстрация мирная, миллион с лишним человек вышло. В общем, по Англии в протестах участвовало три миллиона человек. И как это воздействовало на власть? Никак совершенно не воздействовало. То есть проигнорировали и пошли дальше, потому что парламентское большинство реально не соответствует большинству общественному. То есть в стране не учитывается общественное мнение, если это общественное мнение не выражается в парламентском голосовании. А парламент, в свою очередь, выбирается, как мы знаем, в Англии не самым демократическим образом.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Уроки истории. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация