Уроки истории Россия не стала жить "яначе"
Персоны
19 августа 2011 года исполнилось 20 лет событиям августовского путча. За эти два десятилетия отношение россиян к путчу поменялось. Все больше людей понимают, что танки на площади были не просто эпизодом в политической борьбе, а настоящей трагедией для страны. Исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал на эту тему с политологом Александром Ципко в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. О событиях 20-летней давности мы будем сегодня говорить с нашим гостем - политологом, доктором философских наук Александром Ципко. Александр Сергеевич, здравствуйте.
Ципко: Здравствуйте.
Светенко: У каждого свой набор впечатлений об августе 1991 года. Я, например, помню, кроме всего прочего, конечно, граффити на асфальте 20 августа начертанные: "Теперь мы станем жить яначе" (имея в виду Геннадия Янаева, председателя ГКЧП, вице-президента). Александр Сергеевич, могли бы теперь жить именно "яначе", а не "иначе", как мы живем?
Ципко: Конечно, возможность существования какой-то части исторической России, она была. Я имею в виду территории РСФСР, Казахстана, Белоруссии и Украины. Сегодня все забыли, что...
Я был как раз на Украине во время ГКЧП, в украинской деревне 19 августа, все аплодировали ГКЧП, председатели колхозов, и говорили: "Ну, слава богу, покончили с этим Горбачевым, с этими демократами, теперь будем жить". То есть все-таки какая-то часть населения, которая проголосовала тогда за сохранение СССР 17 марта именно в этих регионах, была готова продолжать жить в рамках исторически сложившейся страны.
Я глубоко убежден, что как только начались демократические реформы, как только началась отмена преследования за инакомыслие, разрешили демонстрации, партии, то республики, которые воспринимали СССР как оккупационный режим (Прибалтика, и, мои дорогие, чего мы не хотим признать, и Армения, и Азербайджан, и Грузия), они бы ушли. Это государства, которые были какой-то период независимые. Прибалтика была независимая где-то с 1918о по 1940 год, закавказские республики были три года независимые - по 1921.
Мы же какие-то странные люди, вот в советское время я ничего не знал, а меня поражает, что сейчас никто ничего не знает. Пойдите купите книгу Николая Алексеева "Русские государства", он в Париже в 1928 году описывает, как это произойдет, и объясняет, почему. Потому что вместо исторически сложившейся страны большевики создали национальные республики, создали национальную элиту, включили в конституцию этот пункт о самоопределении. И поэтому не надо было много ума, что как только ослабится вот этот диктат советский, диктат ЧК, как только возникнут национальные элиты, у них будет потребность выйти из-под контроля Москвы. И поэтому это было все видно. Тем более, я все-таки работник-консультант ЦК КПСС, и я сейчас издам свои мемуары, они называются "Исповедь одессита-антисоветчика" (так меня называли в отделе науки).
Светенко: А так-то вы выглядите теперь очень даже "советчиком".
Ципко: Нет, мой дорогой, вот это коренная проблема, надо отличать страну, исторически сложившиеся государства от системы. Трагедия Горбачева и многих членов команды заключалась в том, что у них советская система и Россия сложилась. Я об этом написал еще в декабре 1986 года Вадиму Андреевичу Медведеву, я публикую эту записку. Там было очевидно: вы начинаете демократические реформы, если вы отдадите русскому центру и РСФСР инициативу, вы останетесь дыркой от бублика. Поэтому обязательно, я писал там Горбачеву, делайте то, что Ленин делал. Что Ленин говорил? Социалистическая Россия. Сталин как поступал? Он не давал РСФСР особых полномочий. Сталин прекрасно понимал (и Ленин, кстати, понимал), что как только вы наделите РСФСР особыми полномочиями, создадите там русскую академию наук, то вы создадите в Москве двоевластие. Создатели (можно по-разному к ним относиться) это понимали.
Я писал: берите русскую карту, меняйте легитимность, говорите об СССР как исторически сложившемся государстве, ни в коем случае не передавайте русскую легитимность, потому что будет двоевластие. И вот это коренная проблема, что в сознании многих советская система, то есть социалистический строй, соединился со страной. И это привело к тому, что разрушился строй и страна разрушилась. А могло быть по-другому.
Полностью слушайте в аудиоверсии