Уроки истории Москва испытала "октябрьский позор"
Персоны
Октябрь 1941 года - драматическая страница в истории Великой Отечественной войны: враг подошел к Москве. Бои шли на окраинах города. В столице началась паника, массовая эвакуация москвичей, предприятий, организаций. Об этой памятной дате Андрей Светенко беседовал с кандидатом исторических наук Андреем Сорокиным в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Время очередного урока истории наступило. Сегодня мы продолжим рассказ о событиях Великой Отечественной войны семидесятилетней давности, о том, что происходило в Москве и под Москвой в октябре 1941 года.
Сразу представлю гостя нашей программы. Андрей Сорокин, директор архива социально-политической истории, кандидат исторических наук. Андрей Константинович, здравствуйте.
Я хотел бы начать с пользы чтения художественной литературы. У выдающегося советского поэта и писателя Константина Симонова есть трилогия о войне: "Живые и мёртвые", "Солдатами не рождаются", "Мы не увидимся с тобой". Особенно известна первая вещь. Многие её помнят благодаря замечательной экранизации шестидесятых годов. Там Анатолий Папанов комбрига Серпилина играет, Кирилл Лавров - политрука Сенцова. Так вот, после мытарств и постоянных выходов из окружения, главный герой наконец попадает в Москву, в свою родную московскую квартиру. Документов у Сенцова нет, партбилет он потерял, формы военной нет. Как он вообще попал в столицу? Ответы в первоисточнике. А в экранизацию это не вошло.
Это всё происходило 16 октября, в дни паники, когда Москва фактически была сорвана с резьбы, так скажем. И в этом смысле, Андрей Константинович, есть такая точка зрения, что вообще-то милиция, органы НКВД свою роль выполняли, они никуда не делись, порядок поддерживали. А вот слабинку дали советские, партийные чиновники, руководители среднего звена, директора заводов, фабрик. Они поддались панике. Как, с точки зрения документов, которые хранятся в вашем архиве, это всё понимается? Так это или не так?
Сорокин: Паника коснулась не только гражданских органов управления, она коснулась и военных, есть такого рода факты. Например, мы знаем о донесении заместителя начальника управления НКВД по Москве и Московской области в конце октября, если я правильно помню, о том, что вверенное подразделение занимает помещение, ранее занятое одним из управлений наркомата государственной обороны, и они сталкиваются с тем, что по полу разбросаны документы с грифом "секретно".
Полностью слушайте в аудиоверсии.