Уроки истории Ким Чен Ир был "человеком над облаками"
Персоны
Ким Чон Ын, "великий наследник" скончавшегося 17 декабря лидера Северной Кореи Ким Чен Ира, не будет править страной единолично, как это делал отец. Ким Чон Ын собирается поделиться властью с военным руководством. Исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал о Северной Корее с экспертами в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Сегодня мы будем говорить о Северной Корее, по вполне понятным обстоятельствам и причинам - смерть Ким Чен Ира и то, что сейчас происходит в Северной Корее. Урок истории, который дает нам эта страна - Корейская Народно-Демократическая Республика, с момента своего возникновения и по сей день. Причем урок, на мой взгляд, очень показательный и во многом для нас поучительный и понятный, в отличие от других стран и народов многих. У меня в гостях Георгий Кунадзе - посол Российской Федерации в Республике Корее в 1994-1997 годах, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений. Григорий Фридрихович, здравствуйте.
Кунадзе: Добрый день.
Светенко: И директор Международного центра корееведения Московского Ггосударственного университета Павел Лешаков. Павел Семенович, приветствую вас.
Лешаков: Да, очень рад. Здравствуйте.
Светенко: После войны реальности в мире сложились такие - две Германии, два Вьетнама потом стало, два Йемена (кто бы помнил сейчас, что такое было) и две Кореи. Вот до сих пор две Кореи так и существуют. Что за судьба такая историческая выпала этому народу, почему так получилось?
Кунадзе: Я бы сказал, что во всех названных вами случаях речь идет о трагедии народа, который в силу политических обстоятельств, в результате Второй мировой войны оказался разделен на два. И если, например, немцы на западе и востоке оставались в значительной мере одним народом, с одной историей, с одной психологией, то, допустим, на Корейском полуострове, с моей точки зрения, говорить о едином корейском народе...
Светенко: Уже нельзя.
Кунадзе: Да. Я, может быть, говорю что-то обидное для моих друзей в Корее, в Южной Корее, но...
Светенко: Павел Семенович, а вы согласны с такой точкой зрения?
Лешаков: К сожалению, да. К сожалению, надо сказать, что 60 лет разделения сделали южан и северян очень разными. Но даже и до этого, есть даже такое мнение, что северяне были едины на полуострове, только когда они были зависимы или от Китая, или от Японии. А когда они оставались, становились самостоятельными, то возникал определенный конфликт между Севером и Югом.
Светенко: То есть никаких объединительных, так сказать, тенденций не просматривается, на ваш взгляд, изнутри? Ведь никто же теперь не мешает объединиться-то им.
Лешаков: Как же не мешает?
Кунадзе: Конечно же, мешает, конечно же.
Светенко: А кто? Уж не мы во всяком случае.
Кунадзе: Нет, разумеется, нет. Я, кстати, сказал бы, у меня есть такое внутреннее убеждение, что Россия - это, пожалуй, единственная страна, у которой не было бы возражений против объединения Кореи.
Светенко: А у Америки есть?
Кунадзе: Да, разумеется. И у Америки, и у Китая, и у Японии. И у самих южных корейцев. Знаете как, время от времени они начинают задумываться о том, что было бы, если бы реально произошло объединение.
Светенко: Перековали бы северные корейцы в свою веру коммунистическую, да?
Лешаков: Неизвестно еще, кто кого перекует.
Светенко: Вот! Вот это и интересно.
Кунадзе: Да, собственно говоря, ведь северные корейцы - это люди, которые не готовы к жизни и к нормальной, созидательной работе в современной стране. Не потому, что они не хотят этого, а просто потому, что они не имеют очень многих навыков. И это серьезная проблема.
Полностью слушайте в аудиоверсии. Читайте о КНДР в специальном проекте "Вестей ФМ" -