Уроки истории "Кровавое воскресенье" истребило веру в доброго царя
Персоны
События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге ознаменовались разгоном мирного
шествия рабочих к Зимнему дворцу. Подробнее об этом Андрей Светенко беседовал с
кандидатом философских наук Борисом Межуевым в студии радио "Вести ФМ.
Светенко: У
микрофона Андрей Светенко. Очередной "Урок истории" в эфире
"Вестей ФМ". Сегодня мы поговорим о политическом взаимодействии между
властью и обществом. Как обратная связь эта осуществляется со стороны общества,
в чем сила, значение или слабость стихийных
процессов и протестов, демонстраций, носящих и носивших сугубо мирный,
во всяком случае тогда, когда они начинались. И мы поговорим мы об этом с нашим
сегодняшним гостем Борисом Межуевым. Борис Вадимович, приветствую вас.
Межуев:
Здравствуйте.
Светенко:
Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ, директор фонда
"Новая площадь". События первой русской революции, которые обычно
начинают освещать с кровавого воскресенья. 9 января 1905 года была расстреляна
вера в доброго царя, а сам царь Николай Второй был расстрелян летом 1918 года.
Вот этот вот зазор больше чем в 10 лет - это тоже показатель, что, наверное, и
вера-то в один день не угасла, и вообще это было не начало - январь 1905 года.
И вот о той России, которую из себя представляла наша страна в начале 20 века,
самодержавная, с отсутствием политических партий, с отсутствием самого процесса
нормального политического, давайте вот об этом поговорим и динамику здесь
проследим.
Межуев: Что можно
здесь сказать? Прежде всего важным фактом того, что произошло 9 января 1905
года, является сугубая как бы легальность этого действия. Вот это действие было
вполне законно, притом законно не только с формальной юридической точкой
зрения, но и вот, что более важно, с некоторой общей идеологической точкой
зрения. Потому что даже самыми сугубо монархистами и славянофилами, представителями
самых вот таких монархических слоев русского населения, казалось совершенно
естественным, что народ имеет право что-то донести царю.
Светенко: Взяв
хоругви, иконы и пойти к царю.
Межуев: Ну вот
была такая фраза у Константина Аксакова, русского славянофила, что "право
власти - царю, право мнения - народу". Причем, для славянофилов, в общем,
не было большой разницы между народом и обществом, образованными слоями
населения, они как раз хотели это, так сказать, различие в максимальной степени
устранить. Так вот что самое главное в этом действии. Вот действительно
гениальная идея, придуманная Гапоном (это действительно было политическое
изобретение его), заключалась в том, что можно сделать нечто с вот такой
формальной совершенно стороны абсолютно законным. И с формальной, и с точки
зрения неписанных каких-то идеологических правил, установившихся в
монархическом самодержавном сознании людей.
Светенко: То есть
речь идет о мирном шествии, в данном случае имевшем свою конкретную
проблематику - увольнение рабочих Путиловского завода и просьбы их вернуть.
Межуев: Да,
увольнение с завода и просьбы их вернуть. Там был большой, как известно, список
требований, написанных социал-демократами Кусковой и Прокоповичем, вроде бы как
на квартире Горького, есть такая вот история. Так что Гапон, он понимал, что маневрирует между различными
политическими группами.
Светенко: Когда речь идет о десятках тысяч участников,
то в голове у каждого могут быть...
Межуев: Сотни,
да, сотни тысяч. И понимаете, и вдруг, вот тут самое интересное, парадокс. С одной
стороны, опять же говорю, формально, в общем-то, все это законные действия, а
последствия действительно оказываются такими, что власть начинает этого
бояться. Потому что действительно выходят на улицу там, в общем-то, сотни тысяч
примерно, я так понимаю, людей, сто с лишним, где-то так считается историками,
сто тысяч человек. Этого не было никогда, никогда в Петрограде, в Петербурге в
тот момент еще, да и впоследствии собственно.
Светенко: И
именно в тот момент властям становится ясно, что эта может ситуация выйти
из-под контроля.
Полностью слушайте в аудиоверсии.