Уроки истории Столыпин мечтал сделать из крестьян людей
Персоны
Весной 1907 года Пётр Столыпин сказал свою знаменитую фразу "Вам,
господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия". О
величайшем деятеле российской истории Андрей Светенко беседовал с доктором
исторических наук Михаилом Давыдовым в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Очередной "Урок
истории". У нас сегодня в гостях доктор исторических наук Михаил Давыдов.
Михаил Абрамович, приветствую вас.
Давыдов:
Здравствуйте.
Светенко:
Михаил Абрамович Давыдов, на мой взгляд, один из не просто ведущих специалистов
в области истории страны порубежной 19-20 века, но в теме Столыпина, которая по
понятным причинам активно обсуждается (в этом году 150 лет со дня рождения
Петра Аркадьевича Столыпина), есть что сказать Михаилу Абрамовичу, как мне
кажется, и именно вот в таком условном монологе. Потому что те многочисленные программы,
в которых он принимает участие, создание впечатление, что ему до конца-то и не
дают высказаться. Ну, может быть, мы тоже этого не позволим сделать, сейчас
выяснится.
Хотелось бы вот о чем поговорить,
отталкиваясь от такого информационного исторического повода. Тут недавно юбилей
крылатой фразы столыпинской: "И вам, господа, нужны великие потрясения, а
нам нужна великая Россия", это было сказано весной 1907 года. И обращена
фраза была депутатам Государственной Думы второго созыва. И получается, что вот
эти вот "господа", он ко всем обращался, все были за потрясения, что
ли? Как-то вот странно. Или все-таки меньшинство? А тогда зачем такие
ответственные фразы?
Давыдов:
На мой взгляд, великая Россия из участников второй Думы нужна была, пожалуй,
только октябристам. Значит, "Союз 17 октября" строго стоял на
платформе манифеста 17 октября и готов был сотрудничать с правительством. В то
время как кадеты по-прежнему пребывали (не говоря о социалистах, разумеется) в
убеждении, что власти без них не обойтись, что будущее за ними, и они
продолжали, как и в первой Думе, раскачивать лодку, используя этот очень модный
образ.
Светенко:
А трудовики? Ведь больше всего было крестьян так называемых, как ни странно
получилось.
Давыдов:
Ну, разумеется. Трудовики, которых с начала 20 века активно провоцировали эсеры,
реально просто натравливая на помещиков. Известно, что крестьянские волнения в
малороссийских губерниях - Полтавщина, Харьковщина - были, так сказать,
действительно спровоцированы. То есть в Полтавской губернии было несколько сот
земских статистиков. Можете себе вообразить?
Светенко:
А это что значит?
Давыдов:
А это значит, что это были люди, которые состоялись как бы на службе у земства,
но на самом деле они занимались подстрекательством крестьян к мятежам.
Светенко:
Но вот же, насколько мне известно, фракция трудовиков в Государственной Думе предпочла
не обсуждать программу преобразований, то бишь саму столыпинску реформу, а
поставила вопрос о конфискации всех помещичьих земель, да?
Давыдов:
Конечно. Потому что здесь нужно иметь в виду следующее. Крестьяне, большая
часть крестьян, безусловно, жила психологически в 17 веке, в 18, это совершенно
все равно, или в 16. У них была совершенно первобытная психология, и другой
быть не могло, которая воспитывалась в крепостническом государстве. То есть не
могло быть у них иной психологии.
Светенко:
И вдруг такие люди попадают в парламент, да?
Давыдов:
А почему же им не попадать, если их выбирают? При том, что, вы понимаете, само
по себе, я ничего не хочу, избави бог, сказать, но люди там были разные, среди
этих депутатов. Таково было их искреннее убеждение, что помещики должны отдать
землю.
Светенко:
А на самом деле это не справедливое разве требование - землю тем,
кто на ней работает?
Давыдов:
Простите, нет, совершенно не справедливое. В каком смысле справедливое? Вы
понимаете, мы продолжаем жить до сих пор под гнетом эпохи
Герцена-Чернышевского, из которой выросло народничество.
Полностью слушайте в аудиоверсии.