Картинка

Уроки истории Ёлка вернулась в Россию лишь в 1936 году

30 декабря 2012, 20:44

Персоны

Пётр Первый объявил 1 января Новым годом, а также точно определил, как его подданные должны встречать его. Об этом Андрей Светенко беседовал с директором Государственного архива Российской Федерации Сергеем Мироненко в студии радио "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Последний в этом году урок истории. Сегодня мы проведем его вместе с доктором исторических наук, директором Государственного архива Российской Федерации Сергеем Мироненко. Сергей Владимирович, приветствую вас. И хочется, конечно, и ждут, наверное, от нас разговора про Новый год, как бы вот история историй Нового года. Ну, понятно, что это все при Петре Первом у нас появилось, с 1700 года, хотя мы уже вспоминали тут в прошлый раз, что долго приживалась традиция именно встречи как таковой, чтобы бодрствовать в новогоднюю ночь.

Мироненко: Петр Первый, который создал регулярное государство, не мог оставить, объявив 1 января Новым годом, он же следующим указом точно определил, как его подданные должны этот Новый год встречать. И что обязательно, чтобы была елка, а если нет елки, чтобы была сосна, а если нет сосны, то чтобы был можжевельник, и чтобы факелы зажигали, и чтобы из маленьких пушечек стреляли, и чтобы все были веселы, и так далее, и так далее, и так далее. Новый год в России действительно не приживался, прижилось, конечно, Рождество. И главный праздник всегда был Рождество - 25 декабря, которое предшествовало Новому году. Это только у нас сейчас 7 января.

Светенко: Ну, объясним, если кто так до сих пор и не разобрался. Потому что у нас по старому календарю церковному...

Мироненко: Юлианскому, да.

Светенко: Юлианскому. Это то, что 7 января в нашей такой светской жизни - это 25 декабря по тому календарю. А жить по двум календарям одновременно, вот мы тогда с такими странностями-то и сталкиваемся, что у нас получается Рождество в государственном измерении после Нового года, что совершенно абсурдно выглядит.

Мироненко: И очень странно. Тут как-то все обсуждают Рождество, Новый год. И вдруг одна девушка меня спрашивает: "Сергей Владимирович, а почему, если от Рождества Христова, то почему Новый год не 25 декабря, а 1 января?" Ну, это я тоже как-то сначала немножко запнулся, а потом понял: ведь это летоисчисление, то есть год, какой год от Рождества. А Новый год - это другое, это с 1 января. И всегда в истории России, Западной Европы 1 число... Было 1 сентября, было еще до этого 1 июля, когда начинался и сельскохозяйственный цикл. Начало года или его окончание связывалось с сельскохозяйственными работами.

Светенко: Ну, все вот эти природно-климатические объяснения, они налицо, мы в них углубляться не будем, потому что на самом деле и Пасхалии вычисляются по весеннему равноденствию, и так далее. И поэтому эта разумность жизни, когда люди всегда смотрели на небо, а не только тупо в землю, это вот как раз и результаты этих, так сказать, мыслительных процессов. О таком все-таки более частном измерении истории - Романовы и их вклад в российскую жизнь с точки зрения быта, уклада, нравов. Ну, при Петре не приживалось еще, вот мы про это поговорили, а потом-то так прижилось, что сейчас уже это такая традиция, что никуда ее не деть!

Мироненко: Что значит "прижилось"? Большевики пришли к власти, и сразу же отменили и Рождество, и Новый год как праздники. И ведь елка вернулась только в 1936 году.

Светенко: Причем, не ко времени она вернулась-то, рановато, потому что... Ну, там есть свои объяснения, наверное, да?

Мироненко: Вы знаете, я думаю, что это объясняется очень просто. Сталин достаточно хорошо понял, что идеи Ленина и вообще всех большевиков в 1917 году, что революция в России, отсталой достаточно стране, в одной победить не может, что и Ленин, и Троцкий, и другие большевики думали о всемирной революции.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Уроки истории. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация