Картинка

Уроки истории Генерал Зейдлиц, очередная кадровая ошибка фюрера

17 января 2013, 12:31

Персоны

Преданный и хладнокровный генерал Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, командующий 51-м пехотным корпусом, оказался на поверку самым скептически настроенным немецким командиром. Подробнее - у Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

17-е января 1943-го года. Офицер контрразведки 6-й армии Паулюса Иохим Видер записал в своем походном дневнике: "До тех пор, пока генеральное наступление русских не раздавило "котел" и пока продолжалось еще какое-то снабжение по воздуху, для капитуляции еще не было видимых оснований". Однако в тот день, по словам того же Видера, когда "рухнули западная и южная стенки "котла" и был потерян аэродром Питомник, на давно истерзанную голодом, морозом и эпидемиями армию безудержно обрушилась катастрофа".

Можно сколько угодно раз произносить слово "катастрофа", но что это означает на практике? Тут как раз очередь офицера контрразведки - выяснить, определить настроения конкретных командиров, генералов. И Видер на этом месте начинает писать о поведении командующего 51-м пехотным корпусом генерала артиллерии Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха. Как потом выяснится, провидческий выбор. Именно этот немецкий генерал, оказавшись в советском плену, возглавит так называемый "Союз немецких офицеров", начнет призывать немцев к борьбе против Гитлера. В этом смысле генерал Зейдлиц окажется очередной кадровой ошибкой фюрера.

Этого генерала специально направят командовать одним из корпусов 6-й армии. Он имел удачный опыт боев в окружении, в Демянском мешке. Считался преданным и хладнокровным. Однако на поверку Зейдлиц оказался самым скептически настроенным немецким командиром. 17-го января он заявил публично, в кругу своих офицеров: "Сегодня наступил такой момент, когда мы перестали отвлекать на себя с других участков фронта решающие силы противника. Повсюду ощущаются признаки надвигающегося разброда. Снабжение по воздуху свелось уже к нулю. Русские получили возможность с гораздо меньшими силами контролировать значительно сузившийся котел и почти без всяких дополнительных усилий, не развертывая новых наступательных операций, попросту дожидаться неотвратимого часа, когда медленно умирающая армия испустит последний вздох". Такой анализ обстановки звучит как приговор. Беспощадный и безжалостный в своей правоте.

В самом деле, единственным аргументом, оправдывавшим сопротивление, единственное, о чем, грубо говоря, изо дня в день талдычили те же Паулюс и Манштейн - 6-ая армия де отвлекает на себя огромные силы противника - перестал иметь силу.

Просто Зейдлиц-Курцбах оказался в тот день единственным, кто имел смелость сказать об этом вслух. Впрочем, офицер контраззведки, Видер не преминул в своем рапорте о подозрительных настроениях этого генерала припомнить, что Зейдлиц еще в ночь на новый 43-й год, когда по случаю праздника ему вручали хорватскую медаль "За храбрость" (в скобках заметим, что в состав 51-го корпуса входил хорватский полк - усташей), так вот, получая эту медаль, Зейдлиц, криво усмехнувшись, назвал всё мероприятие "дурным шутовством". А о том, какую роль в капитуляции 6-й армии в конце концов сыграет эта трезвая голова - генерал Зейдлиц - расскажем спустя неделю.

 

Уроки истории. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация