Уроки истории Немецкие войска в мешке
Персоны
22-е января 1943-го года. В этот день после относительного затишья, вызванного необходимостью перегруппировать передовые части и ввести в бой последние оперативные резервы - командующий Донским фронтом генерал Рокоссовский дал приказ своим трем армиям возобновить наступление по всему фронту. Подробности у Андрея Светенко в рубрике на "Вестях ФМ".
Образно говоря, наши войска продолжили сжимать пружину немецкой обороны, основание которой упиралось в Волгу.
На правый высокий обрывистый берег Волги немцы не могли опереться по той причине, что оттуда, зацепившись за береговую кромку, на них тоже наступали наши войска. На этой восточной оконечности котла у противника было простое и очевидное преимущество. Укрепленные еще с осени позиции, пристрелянная до миллиметра местность... Но и это всё было "до поры".
Главным направлением удара был действительно - западное. Из степей. Тут немецкие войска оказались в мешке, и цеплялись за последний рубеж, связывавший их с большой землей. Эта была взлетно-посадочная полоса в местечке Гумрак. Вот как описывал ситуацию в тот день фельдмаршал Манштейн: "22 января русские подошли к аэродрому Гумрак, так что посадка самолетов, обеспечивающих снабжение 6-й армии, стала невозможной. Генерал-полковник Паулюс доложил, что не имеет возможности ликвидировать брешь. Боеприпасы и продовольствие были уже на исходе. Паулюс просил Гитлера разрешения начать переговоры о капитуляции... После долгих и резких споров (поясним, что велись заочно - в режиме закодированных радиопереговоров) Гитлер отклонил эту просьбу. И подтвердил приказ армии продолжать бой до последней возможности. Он обосновал это тем, что каждый день, на который удается задержать находящиеся под Сталинградом советские дивизии и тем самым оттянуть их переброску на другие участки фронта, будет иметь решающее влияние на общую обстановку на фронте".
Что ж, вроде бы ничего нового. Нет. Впервые фюрер формулирует свои цели открыто. Не обещает никакого контрпрорыва, ни поддержки вообще, а просто и откровенно сообщает Паулюсу, что ему нужно подороже продать собственную жизнь, а заодно и жизни десятков тысяч солдат и офицеров. Но 22-го января - это уже тоже было не объяснение, а самообман, иллюзия. Лишних сил Красной армии под Сталинградом в тот день уже не было. Операцию заканчивали те части, которые были на передовой, отсюда, кстати, и сожаления Рокоссовского, что резервов не осталось. Речь об оперативных, корпусных, дивизионных и полковых резервах, а не о свежих еще не введенных в бой соединениях.
Кроме того, на других участках фронта немцам остановить продвижения наших войск в тот день не удалось. Так на ближайшем к Сталинграду Южном фронте взяты были Сальск, новый Егорлык и райцентры Константиновская и Веселый.