Уроки истории Иван Сусанин - знаменитый русский миф
Персоны
История Ивана Сусанина стала
одним из главных мифов России. Были ли на самом деле поляки? О подвиге Сусанина
- где правда, а где вымысел - исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с историком Борисом Морозовым в программе "Уроки истории" на радио
"Вести ФМ".
Светенко:
У микрофона Андрей Светенко. Очередной "Урок истории", будет он у нас
на тему "400 лет дому Романовых. 1613 год. Подвиг Ивана Сусанина".
Вот был ли это действительно исторический факт, или это, говоря современным
языком, политпроект, это что-то такое. Во всяком случае, есть здесь о чем
поговорить. И у нас в гостях "сусаниновед". Я почему так иронично
говорю, потому что Сусанин, подобно Чапаеву, тоже стал объектом или персонажем
анекдотическим. И, наверное, это не случайно, потому что народная молва, она
очень так четко реагирует на то, что ей пытаются внедрить в сознание, и ищет
какие-то смыслы и неточности и подвергает все сомнению. Так вот, в гостях у нас
сегодня Борис Николаевич Морозов - кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник Института славяноведения Академии наук. Борис Николаевич, приветствую
вас.
Морозов: Добрый день.
Светенко: Вот действительно, на
протяжении 304 лет правления дома Романовых Сусанин был символом единения
власти и народа. "Жизнь за царя", и это такая иллюстрация известного
триптиха: православие, самодержавие и народность - вот, пожалуйста, вам
единение. И что же в этом смысле мы, оставаясь, как в медицине, на научных
основаниях можем предъявить в доказательство того, что все это было?
Морозов: Иван Сусанин - это, наверное,
один из самых знаменитых русских мифов. И, в общем-то, не совсем, так сказать,
можно сказать точно, что вот он 300 или сейчас уже 400 лет прямо вот был таким
знаменитым. Этот миф, он развивался постепенно, и вот сама история его, так
сказать, возникновения, развития, там какого-то апофеоза, ну и, естественно,
оперы "Жизнь за царя", она сама по себе интересна.
Светенко: Но это все уже 19 век
получается.
Морозов: Это да, это в основном 19, да,
преимущественно 19 век. И сама эта история, вот развитие всех этих сюжетов, и
художественных, и так далее, и так далее, она, в общем-то, сама по себе
интересна, и этим занимались там культурологи и историки именно 19 века. Я
занимаюсь историей 17 века и подлинными документами.
Светенко: И не находите там никакого
Ивана Сусанина.
Морозов: Нет, почему же? Иван Сусанин...
Светенко: Вот, это... Я позволю себе вас
прервать и сказать, что вы начали со слов "миф". А миф - это вымысел.
Значит, все-таки какая-то фактура историческая, документальная присутствует,
самое главное?
Морозов: Да, да. Ну, в общем-то, как и во
многих мифах, есть тут некая основа, которая вот постепенно там обрастает
всякими подробностями. И действительно с Иваном Сусаниным тут интересно, потому
что вот сохранился там не один документ, а вот серия жалованных грамот русских
царей и императоров, начиная от Михаила Романова, и собственно вот даже
изучение вот этих документов (часть из них сохранилась в подлинниках, часть в
копиях, часть вообще не известна, значит, не дошла до нашего времени), вот
несколько лет назад я начал их изучать, собственно подготовил такую
фундаментальную академическую публикацию, которая вот должна, я надеюсь, скоро
выйти. И вот на основе этого действительно некоторую такую вот, так сказать,
канву можем мы рассказать.
Светенко: Хорошо, ну что ходить вокруг да
около? Скажите, что за документ?
Морозов: Да, документ номер - это
жалованная грамота 1619 года. Когда туда, в свою костромскую вотчину, приехал
уже, значит, царь, уже шесть лет царствующий царь Михаил Федорович, приехал он
со своей матерью, которая, в общем-то, его все эти годы опекала.
Полностью слушайте в аудиоверсии.