Уроки истории Пасха – это праздник праздников
Персоны
Праздничные традиции во многих мировых религиях, несмотря на разногласия их последователей, едины. Как отмечают праздники в той или иной христианской культуре? Об истории религиозных праздников Андрей Светенко поговорил с религиоведом Алексеем Юдиным. "Уроки истории" на "Вестях ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко, здравствуйте. Очередной "Урок истории". Мы сегодня поговорим об истории религии, естественно. У нас в гостях историк, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Алексей Юдин. Алексей Викторович, здравствуйте.
Юдин: Здравствуйте.
Светенко: Я начну с обширной цитаты, близкой к тексту. "Главная твоя ошибка, – говорил Берлиоз поэту Бездомному, – то, что ты написал об Иисусе Христе как о живом человеке". Ну, если бы у нас был урок литературы, нам бы одного Михаила Афанасьевича хватило, но у нас даже не урок религиоведения, а у нас урок истории, так что давайте поговорим о природе христианских праздников, поскольку это всегда шире, чем просто организация верующих, паствы, как мне кажется. Во-вторых, там очень много странностей, которые, никого не обижая, скажем, непросвещенному человеку не очень понятны. Ну, вот Страстная неделя всякий раз на разные даты выпадает, а Рождество Христово – все-таки день постоянный. Вот как это все получилось? Или это надуманная постановка вопроса? Я вижу по вашим грустным глазам.
Юдин: По моим грустным глазам, по моим испуганным глазам, да? Вот интересно, что здесь надуманного? Вот давайте сначала займемся словами, попытаемся в них обнаружить тот смысл, который прямо в них должен ощущаться. Прежде всего – "праздник": что, собственно говоря, лежит рядом по звучанию и, соответственно, по смыслу? "Праздник" – "праздный", да? Значит, что-то свободное от труда, от забот.
Светенко: Мирское что-то такое.
Юдин: Не всегда. Вот если мы посмотрим на такие религиозные предписания, как раз рекомендуется воздерживаться от излишних забот, чтобы себя полностью посвятить Богу, этому празднику и так далее. Это у нас праздник – праздный. Ну, вообще, "праздный" в славянской смысловой архаике – это "пустой".
Светенко: То есть это не значит, что в этот день надо задумываться, осмысливать.
Юдин: А вот посмотрим все-таки, скажем, на новоевропейскую традицию. Там все вот эти словечки – festa, fête и так далее – восходят к латинскому festum. А вот в этимологии этого слова уже есть нечто божественное, оно "привязано" к божеству, к его почитанию, воспоминанию и так далее. У нас только праздность. Я, так сказать, ничего не говорю лишнего, но смысл слова, тем не менее, как-то обязывает. Значит, все-таки праздник вот в той традиции (ну и, соответственно, и в нашей, если мы, так сказать, задумаемся об этом глубже) связан с каким-то иным измерением и человеческой жизни, и времени, и истории. Это какие-то вот очень интересные механизмы, которые связывают нашу с вами повседневную обыденную жизнь – будни с не буднями, собственно, со священным.
Светенко: Ну, праздник не был бы праздником, если бы к нему не надо было готовиться и страдать, поститься...
Юдин: Не только. Вот подготовка – это не всегда пост в современном смысле слова. Ну, по крайней мере на слуху пост – это обязательно какая-то гастрономическая такая программа, прямо вот на истощение. Нет, подготовка может быть разной. Поэтому в традиции христианских праздников всегда существуют такие понятия – "предпразднования" и "попразднования", то есть в начале и в конце. Подготовка к празднику – вещь очень важная. Но в принципе праздник – это какое-то такое символическое событие, и вхождение в этот символ, переживание, наполнение собственной жизнью – это и есть ваша задача. Так работает этот механизм.
Полностью слушайте в аудиоверсии.