Картинка

Уроки истории Поскребешь русского - обнаружишь Ингвара

18 мая 2013, 20:33

Персоны

О древнем периоде истории нашего Отечества в студии радио "Вести ФМ" исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с доктором филологических наук, заместителем директора Института славяноведения Академии наук, ведущим научным сотрудником ГУ-ВШЭ Фёдором Успенским.

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Очередной "Урок истории". Обратимся к истокам сегодня, поговорим о древнем периоде истории нашего Отечества. Цепляясь за такую известную поговорку "Поскреби русского - найдешь татарина"... А если еще дальше поскрести, то из Ивана, не помнящего родства, можно докопаться и до Ингвара. Я адресовал этот вопрос не просто в воздух, не просто в пространство, а своему гостю, нашему приглашенному учителю сегодня. У нас в гостях - Фёдор Борисович Успенский, доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения Академии наук.

Фёдор Борисович, добрый день еще раз. У нас такое впечатление о древнем периоде истории, может быть, потому, что в раннем возрасте это проходят в школе, что там всё было несерьезно, как в мультфильме: бегали с мечами и копьями, пригласили каких-то Рюриков и Рюриковичей. Ну и спасибо, и до свидания, что называется. А между тем, этот первый исторический пласт и определенную духовность заложил, и огромный вклад в то, чем стала Русь, и дальше. Пожалуйста, христианизация. Наверное, об этом поговорим да?

Успенский: Конечно, когда "поскребешь русского и обнаружишь Ингвара", это, скорее, верно в применении к русским князьям, о которых мы, надо сказать, знаем гораздо больше, чем о простонародье домонгольской Руси. Ну, по понятным причинам: письменные источники старались прежде всего донести историю князей, и в летописи больше говорится о князьях, чем о простых людям. Тем не менее, конечно, вы правы. Конечно, само призвание Рюрика с его родней и тот факт, что род Рюрика осел на той территории, которую мы сейчас называем Древней Русью, имел огромное значение. Сами они, может быть, даже и не придавали этому тогда такое большое значение. Но поколение за поколением постепенно это значение нарастало. И потомки Рюрика, надо сказать, очень быстро о своей скандинавкости не то что забыли, но они как-то стали о ней гораздо меньше думать. Они довольно быстро поняли, что им приходится править именно здесь, на этой территории.

Светенко: А в чем здесь дело? Когда XVII век, мы знаем, Екатерина II - немка стопроцентная, все в один голос ей это пеняют, да? Но при этом понятно, что это был абсолютно, так сказать, русский человек, который побольше, чем другие русские по крови, родину любил, родину приумножал и действовал в интересах. То есть как раз, что называется, была идентификация как русского человека, то есть не в происхождении дело. А тогда, в ранние времена - IX век, X, XI... Кстати, домонгольский период Руси (я просто тем, кто подзабыл, напомню), 350 лет как минимум - это огромный исторический период, это фундамент закладывается.

Успенский: Да, это огромный срок. И за этот огромный срок и страна, и династия, которая в ней правит, проходят разные этапы развития, совершенно разные вещи с ней происходят, это действительно очень немалый срок. Какое-нибудь сравнение с XVII веком, может быть, в чем-то и эффективно или эффектно. Но, конечно, оно во много упростит дело, потому что задействованы совершенно другие понятия, совершенно другие ценностные категории.

Светенко: Я к тому и вел. Может быть, это тоже такое своего рода детство человечества с точки зрения социализации, представления о том, о своей миссии, о своей роли. Ну, вот выпало так. Они же... Ну, кочевниками их не назовешь, но путешественниками можно, да?

Успенский: Кочевниками - нет, но некий элемент бродяжничества, конечно, у них был.

Светенко: Странниками, да?

Успенский: Носило по миру, безусловно.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация