Уроки истории Идеологические ролевые игры

8 июня 2013, 20:33

Персоны

Густые брови и добрая улыбка Леонида Брежнева подкупили и современных россиян - они назвали генсека лучшим правителем 20 века. Ему простили даже Афганистан и оккупацию Чехословакии. Из чего складывается исторический образ правителей? О Брежневе и других вождях исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с историком Алексеем Юдиным в программе "Уроки истории" на радио "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Очередной "Урок истории". У нас в гостях Алексей Викторович Юдин - историк, доцент Центра изучения религий РГГУ - Российского государственного гуманитарного университета. Мы сегодня фактически продолжаем обсуждать очень интересную тему особенностей исторической памяти, исторического сознания на примере того, как воспринимаются политики и правители прошлого, ну в первую очередь российские наши, отечественные. И что такое образ правителя, и что его формирует. С одной стороны, это сама по себе личность, с другой стороны - это набор фактов и аргументов, связанных с тем, что было, что произошло или что не случилось при данном правителе, что ему тоже записывается либо в актив, либо в пассив. А в общем и целом это разговор о законности и легитимности власти в глазах народа. Здесь существует три источника, еще раз напомню, значит, это фактическая сила.

Вот, кстати говоря, Алексей, вот пример очень интересный: ордынское иго, длившееся два с половиной века, оно вот в глазах того же Гумилева породило особую государственную структуру. Это была корпорация, это было взаимодействие, так сказать, Руси и Золотой Орды. Но с другой-то стороны, как только там что-то у них не так начинали идти дела, дань сразу переставали выплачивать, и не надо нам никакой этой зависимости от нее, просто вот как дождь прошел, и все, опять солнышко светит. Вот когда Тамерлан напал на Золотую и Белую Орду, сразу все прекратили выплачивать. Так что на штыках-то, это все понятно, может держаться до первого, так сказать, заржавленного штыка. Второе хитрее - это время, это традиция. Вот здесь, кстати говоря, тоже ордынское иго вроде работает, ну оно два с половиной века, казалось бы, можно привыкнуть уже и другого ничего не хотеть. Но смотрите, ордынцы, они же ничего Руси не предлагали - ни новой культуры, ни новой религии, они даже в эту духовную жизнь не вмешивались, они просто тупо взимали дань, ну действовали вот как рэкетиры, кстати говоря, очень продуктивное сравнение.

Юдин: Хорошее сравнение. Во-первых, здравствуйте. Колониальная система управления - очень интересная была эта система управления в Орде. Действительно никакие институты традиционные, прежде всего религиозные, не подавлялись. Более того, церковь была поставлена в привилегированное положение. А то, что происходило уже на уровне каких-то мелких политических разборок, довольно жестко все контролировалось. Но при этом система была действующей. Конечно, ну как бы всему приходит конец.

Светенко: Ну, система была - "разделяй и властвуй". Пока Москва была не бог весть каким великим городом, ярлык на великое княжение был у нее.

Юдин: Да, конечно.

Светенко: А как только она выросла, то начали давать (кто бы помнил!) нижегородским князьям, суздальским.

Юдин: Конечно, конечно. Так Тверь - вот основная как бы драматургия.

Светенко: Тверским тем же, да. А Москва уже, великое княжество московское, уже там не требовалось этого особенно, и без этого было все сильно. Но ведь продолжим с источниками легитимности. Третье, самое хитрое, это то, что по-английски звучит "ту о бэй", когда, значит, повиновение осознанное, сознательное, когда людей спрашивают: "Почему у вас такое правление, почему вы слушаетесь, его, так сказать, воспринимаете?" - "Да потому, что оно правильное, нас оно устраивает". И это чаще всего присутствует в странах демократического образа правления, где к власти относятся как к регулировщику на перекрестке.

Юдин: Значит, закон. Римское "Dura lex, sed lex" - "Закон суров, но это закон". И здесь уже ничего не сделаешь.

Светенко: Так вот с законом, хорошо, что вы сейчас об этом сказали. Значит, тут один недавно наш региональный лидер высказался в том смысле, что традиции и обычаи выше закона, да? Но что такое закон? Закон - это возведенные в норму обязательного исполнения, с заранее определенной санкцией за возможное нарушение нормы морали. То есть закон всегда должен быть морален. И если закон аморален, то люди его просто не воспринимают, люди его не выполняют, не действует.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Внимание! Розыгрыш призов от программы "Наука 2.0"! 10 победителей получат уникальное издание - "Юрьевскую степенную книгу"! До 17 июня! Как принять участие>>

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация