Уроки истории Идеологические ролевые игры
Персоны
Густые брови и
добрая улыбка Леонида Брежнева подкупили и современных россиян - они назвали генсека
лучшим правителем 20 века. Ему простили даже Афганистан и оккупацию
Чехословакии. Из чего складывается исторический образ правителей? О Брежневе и
других вождях исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с историком Алексеем Юдиным в программе "Уроки
истории" на радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона
Андрей Светенко. Очередной "Урок истории". У нас в гостях Алексей
Викторович Юдин - историк, доцент Центра изучения религий РГГУ - Российского государственного
гуманитарного университета. Мы сегодня фактически продолжаем обсуждать очень
интересную тему особенностей исторической памяти, исторического сознания на
примере того, как воспринимаются политики и правители прошлого, ну в первую
очередь российские наши, отечественные. И что такое образ правителя, и что его
формирует. С одной стороны, это сама по себе личность, с другой стороны - это
набор фактов и аргументов, связанных с тем, что было, что произошло или что не
случилось при данном правителе, что ему тоже записывается либо в актив, либо в
пассив. А в общем и целом это разговор о законности и легитимности власти в
глазах народа. Здесь существует три источника, еще раз напомню, значит, это
фактическая сила.
Вот, кстати
говоря, Алексей, вот пример очень интересный: ордынское иго, длившееся два с
половиной века, оно вот в глазах того же Гумилева породило особую
государственную структуру. Это была корпорация, это было взаимодействие, так
сказать, Руси и Золотой Орды. Но с другой-то стороны, как только там что-то у
них не так начинали идти дела, дань сразу переставали выплачивать, и не надо
нам никакой этой зависимости от нее, просто вот как дождь прошел, и все, опять
солнышко светит. Вот когда Тамерлан напал на Золотую и Белую Орду, сразу все
прекратили выплачивать. Так что на штыках-то, это все понятно, может держаться
до первого, так сказать, заржавленного штыка. Второе хитрее - это время, это
традиция. Вот здесь, кстати говоря, тоже ордынское иго вроде работает, ну оно
два с половиной века, казалось бы, можно привыкнуть уже и другого ничего не
хотеть. Но смотрите, ордынцы, они же ничего Руси не предлагали - ни новой
культуры, ни новой религии, они даже в эту духовную жизнь не вмешивались, они
просто тупо взимали дань, ну действовали вот как рэкетиры, кстати говоря, очень
продуктивное сравнение.
Юдин: Хорошее
сравнение. Во-первых, здравствуйте. Колониальная система управления - очень
интересная была эта система управления в Орде. Действительно никакие институты
традиционные, прежде всего религиозные, не подавлялись. Более того, церковь
была поставлена в привилегированное положение. А то, что происходило уже на
уровне каких-то мелких политических разборок, довольно жестко все
контролировалось. Но при этом система была действующей. Конечно, ну как бы
всему приходит конец.
Светенко: Ну, система
была - "разделяй и властвуй". Пока Москва была не бог весть каким
великим городом, ярлык на великое княжение был у нее.
Юдин: Да, конечно.
Светенко: А как только
она выросла, то начали давать (кто бы помнил!) нижегородским князьям,
суздальским.
Юдин: Конечно,
конечно. Так Тверь - вот основная как бы драматургия.
Светенко: Тверским тем
же, да. А Москва уже, великое княжество московское, уже там не требовалось
этого особенно, и без этого было все сильно. Но ведь продолжим с источниками
легитимности. Третье, самое хитрое, это то, что по-английски звучит "ту о
бэй", когда, значит, повиновение осознанное, сознательное, когда людей
спрашивают: "Почему у вас такое правление, почему вы слушаетесь, его, так
сказать, воспринимаете?" - "Да потому, что оно правильное, нас оно
устраивает". И это чаще всего присутствует в странах демократического
образа правления, где к власти относятся как к регулировщику на перекрестке.
Юдин: Значит,
закон. Римское "Dura lex, sed lex" - "Закон суров, но это
закон". И здесь уже ничего не сделаешь.
Светенко: Так вот с
законом, хорошо, что вы сейчас об этом сказали. Значит, тут один недавно наш
региональный лидер высказался в том смысле, что традиции и обычаи выше закона,
да? Но что такое закон? Закон - это возведенные в норму обязательного
исполнения, с заранее определенной санкцией за возможное нарушение нормы
морали. То есть закон всегда должен быть морален. И если закон аморален, то
люди его просто не воспринимают, люди его не выполняют, не действует.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Внимание! Розыгрыш призов от программы "Наука 2.0"! 10 победителей получат уникальное издание - "Юрьевскую степенную книгу"! До 17 июня! Как принять участие>>