Картинка

Уроки истории Советский народ не имел понятия о закулисных играх

29 июня 2013, 20:33

Персоны

Удар, нанесенный немцами, застал советское руководство врасплох. Почему Красная армия была готова ко всему, только не к нападению Гитлера? О загадках первых дней Великой Отечественной исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с историком Александром Осокиным в программе "Уроки истории" на радио "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко, очередной "Урок истории". Сегодня мы поговорим о загадках 22 июня 1941 года. Тема первого дня войны занимаем, ну как минимум, столько же место, сколько и все остальное. У нас в гостях историк, публицист Александр Осокин. Александр Николаевич, приветствую вас.

Осокин: Добрый день.

Светенко: Александр Николаевич - автор трилогии "Великая тайна Великой Отечественной", поэтому кому как не ему говорить о загадках и попытках их разгадать. И сразу скажем, что здесь много гипотез, много реконструкций, потому что все было бы гораздо проще, если бы мы обладали документами исчерпывающими, в которых бы были все планы, так сказать, сторон, все мысли, которые были в голове у деятелей той эпохи - у Сталина, у Гитлера, у Черчилля и так далее, были бы изложены на бумаге. Но тогда была бы не история, а просто интересное чтение, общедоступное для всех и каждого. Так вот, меня вот в свое время действительно очень удивила вот эта рукопись мемуаров Георгия Константиновича Жукова в архиве тогда Советской Армии, я ее в руках держал, вымаранная цензорами, вот про то утро ранее, когда они будили, стучали, звонили Сталину с тем, чтобы сообщить, что немцы напали на нас. И первое, что сказал Сталин неожиданное: Гитлер не знает, там типа того, что звоните Гитлеру. Вот это вот было убрано, во-первых. А, во-вторых, это как-то вот, может быть, ниточка к разговору для начала и пойдет.

Осокин: Самое интересное то, что есть сообщения о том, что Молотов рвался поговорить с Гитлером. Это вот прямо в подтверждение того, что вы сказали. Посольство наше, Бережков в частности об этом пишет, самое интересное в том, что это подтверждается еще тем, что работники посольства нашего в Берлине свидетельствуют о том, что Молотов пытался позвонить Гитлеру именно накануне войны, в последние, так сказать, часы или я не знаю там... Во всяком случае у Геббельса есть запись в дневнике: Молотов пытался...

Светенко: Ну, это ничего удивительного в этом нет. Почему? Выяснить, все-таки у нас договор о ненападении, у нас там экономические соглашения. А самое интересное, что вот "вероломное нападение", вот это слово "вероломное" труднопроизносимое вот со школьной скамьи запало. И вот всегда меня удивляло: какая могла быть вера с фашистами, для чего им вдруг пенять, что они вероломно? Мы же знали, с кем имеем дело, поэтому это все было, что называется, вынужденно, это все была своего рода игра. И мне кажется, что у Сталина были гораздо более глубокие ходы.

Осокин: Вы знаете, вот смысл того, что вот вы говорите "вероломное", чтобы это понять, надо понять... И вообще, вот когда начинаешь заниматься историей 22 июня, понимаешь, что абсолютно все, что об этом дне сказано, не в войсках, не там на поле боя, а вверху, абсолютно не соответствует действительно. Почему? Абсолютно не такой был дан... Он высказал свое отношение, Сталин, извините меня, 13 числа, 13 июня, когда он сказал, что это англичане пытаются нас столкнуть, что войны не будет, чем фактически он предупредил. Вот он сказал: те, кто говорят о войне, это враги наши. Понимаете? Хорошая подготовка к войне?

Светенко: Так. Ну, во всяком случае тут надо напомнить, что Германия находилась в состоянии войны с Великобританией, там была война в воздухе, война на море, там были взаимные бомбардировки. И в этом смысле для Гитлера нападать на Советский Союз - это значит нарушать святой вот этот завет немецких генералов не воевать на два фронта. А он это делал.

Осокин: И еще завет Бисмарка: не воевать с Россией.

Светенко: Да.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация