Картинка

Уроки истории Погрузиться в историческую среду можно с помощью розог

20 июля 2013, 20:33

Персоны

Музейные экспонаты передают исторические знания. Некоторые музеи - чтобы рассказать о прошлом - предлагают в нем пожить. О просветительской миссии выставочного пространства исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с историком Ириной Хмельницкой в программе "Уроки истории" на радио "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко, здравствуйте. Очередной "Урок истории" у нас будет о музеях. Вот учит ли музей истории? Я сразу скажу, что вот мало кто, наверное, знает, что архивы должны учить истории, потому что там историческая память хранится, источники, документы, абсолютно вроде бы невыигрышные для досужего взгляда вещи, документы, что-то написано, трудно прочесть. Но есть же музеи, вот в которые люди ходят и через которые к истории приобщаются. А на самом деле вот это больше развлечение, просветительство или серьезный элемент в историческом образовании? Поговорим об этом с гостем наши сегодняшним - Ириной Хмельницкой. Ирина Богдановна, приветствую вас.

Хмельницкая: Здравствуйте.

Светенко: Заведующая отделением музееведения Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат исторических наук, доцент. Вот кандидат исторических наук. И получается, что проблема-то, наверное, в том, насколько это можно сочетать или разделять, и во всяком случае в чем цель вот современных музейщиков, специалистов, которые занимаются этим делом, не просто собирать артефакты прошлого и грамотно их выставлять  на обозрение, но и проводить какую-то научную работу, во-первых, обогащать наши исторические знания, а также и служить подспорьем в историческом образовании?

Хмельницкая: Да, конечно, безусловно, это так. И я, например, как историк, который начинал свою педагогическую деятельность в Университете культуры с чтения предмета "История материальной культуры и быта" для музейщиков, для тех, кто свою профессию будущую связывает с музеем, конечно же, могу сказать, что это только так, что, конечно же, предметы, вещественные источники, они часто гораздо больше могут рассказать об истории народа, об истории страны, чем письменные источники.

Светенко: Чтобы у слушателей не возникало мысли, что мы ломимся в широко открытые музейные двери и все на самом деле очень просто и очевидно, на самом деле, на мой взгляд, все очень не очевидно. Потому что вот в какой музей ни приди, там добрые, милые люди, специалисты сидят, но они такие защитники и адвокаты вот того, что они хранят, особенно если это личный музей, это музей-квартира. Вот приезжаешь в Оренбург, тебе рассказывают, какой Пугачев был хороший, приезжаешь в Ульяновск - какой Ленин был хороший, приезжаешь в Павловск - значит, какой там Павел Первый был хороший. И в этом смысле создается впечатление, что это просто вот узкий семейный круг, в котором пропагандируют, чтут, хранят память, и все только в позитивном виде. А смысл изучения истории отнюдь не в этом заключается, ее надо познавать, там известная толика критики должна присутствовать и неприятия чего-то. И в этом смысле, вот как мне кажется, вот музейное дело сталкивается с тем, что оно должно как бы привлекать, как некий аттракцион в хорошем смысле этого слова, чтобы на нем покататься, так сказать, дать пищу для ума. А в то же время, значит, там и горки, спуски, там может и голова закружиться. И справляются ли в этом смысле? На мой взгляд, далеко не все. А вот ставится ли такая задача на самом деле?

Хмельницкая: Наверное, лет как 10-15 такая задача, она чрезвычайно актуальна для всех музеев, и, конечно, с ней в большей степени наиболее успешно борются и справляются (оговорка такая получилась), справляются музеи федеральные и скорее крупных субъектов, таких как Москва и Петербург. Конечно, в регионах есть очень хорошие примеры разработки образовательных программ, образовательных программ музейных именно, связанных с интерпретацией и трансляцией знаний через музейный предмет, через экспонат, через значимый предмет, который связан с историей этого региона или с историей личности знаменитый. Безусловно, есть такие образовательные программы, они называются культурно-образовательные программы или музейно-педагогические программы, или просто музейно-образовательные программы.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация