Уроки истории Экспонаты давят на чувства
Персоны
Музеи больше не ограничивают своих посетителей одним
созерцанием. Историю теперь можно не только посмотреть, но и потрогать, и
понюхать. О современных методах воссоздания прошлого исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей
Светенко беседовал с историком Ириной
Хмельницкой в программе "Уроки истории".
Светенко:
У микрофона Андрей Светенко. Приглашаю на очередной "Урок истории". У
нас сегодня в гостях Ирина Хмельницкая - заведующая отделением музееведения
Московского Государственного университета культуры и искусств, кандидат
исторических наук, доцент. Ирина Богдановна, приветствую вас.
Хмельницкая: Здравствуйте.
Светенко: И мы поговорим, вернее сказать,
продолжим разговор о музеях и о том, как можно погрузиться в историю и
совершить путешествие в прошлое через посещение музея. Ну, вроде бы вещь
очевидная, но, с другой стороны, вот такая интересная деталь обнаруживается. На
британском радио была организована программа, и там директор Британского музея
Нил Макгрегор рассказывал об истории мира в ста предметах. Можете себе
представить, по радио рассказывать об артефактах исторических, о предметах,
которые хочется увидеть и подержать в руках, значит, и тогда только можно
понять вроде бы, что это такое и что с этим делать. Так вот, успех этой
радиопередачи был настолько велик, что, значит, потом и книга вышла, и она
пользуется огромной популярностью у музейщиков, в том числе и отечественных. И
вот по этому поводу, продолжая вот эту мысль, что можно сказать?
Хмельницкая: Можно сказать, конечно, то,
что проект замечателен прежде всего тем, что для того, чтобы рассказать всего
лишь через сто предметов всеобщую историю, начиная с первобытных времен
практически вплоть до 21-го века, потребовалась огромная работа огромного
коллектива музея, работа коллектива, не только который в самом музее трудится,
но и экспертов приглашенных, и, в частности, для раскрытия смысла некоторых
предметов и какую роль они играли в жизни общества того или иного периода.
Светенко: Хоть один предмет конкретно
можно бы назвать, чтобы понять?
Хмельницкая: Ну, например, кредитная
карта. Или, например, специальное заряжающее устройство на солнечных батареях,
которое дает энергию. Вот с точки зрения Британского музея, эти два предмета,
они завершают эту книгу и завершали цикл передач, посвященный истории мира в
ста предметах, эти два предмета отражают современную историю, связанную с
отношениями, с энергетикой.
Светенко: Прямо как круги по воде идут, и
всё, и вот туда, и во все стороны.
Хмельницкая: Да, да.
Светенко: Вообще это вот особенность
британской нации, она такая рациональная и конкретная, инженерная, столько они
всего напридумывали. И они поэтому очень... им удается говорить о вещах
очевидных, скучных, которые бы не вызвали интереса ни у продюсеров никаких
других странах, сказали бы, что это все заснут, как только начнется об этом
рассказ. А в результате получается, вот как "Прогулки с динозаврами"
также в свое время, очень интересная вещь. И главное то, что она пронизана
идеей познавательности, рано или поздно зритель или слушатель начинает
понимать, что ему пытаются что-то рассказать, обогатить его представления,
что-то цепляют его мысль. И через это может (ну, не у всех, конечно), но
интерес пробуждается. Так вот, возвращаясь уже к нашим музеям, можно ли, и есть
ли такие программы, которые осуществляются в наших музеях? Вот человек заходит,
его там, может быть, даже слегка и в спину подталкивают в каком-то смысле,
чтобы он зашел в музей, он там ничего, так сказать, особенно веселого и
интересного для себя не ждет, и вдруг погружается в историю, путешествие по
городу начинает совершать. Я уже как бы подсказываю и то, что по какому
городу-то?
Хмельницкая:
Вы знаете, вы правильно говорите о городе, потому что городская история - это
одна из тех тем, которую достаточно сложно в музее представить, надо сказать.
Потому что, как правило, музеи, связанные с историей, они представляют либо
историю знаменитых личностей, живших в этом городе, либо какую-то историю,
связанную с историей государства, и как город играл свою роль какую-то
определенную в истории государства. И вот отрешиться от такой схемы часто
бывает музеям истории города или краеведческим музеям, которые представляют
историю города или историю этого места в экспозиции, им бывает очень сложно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.