Уроки истории Танк КВ-2 до войны был совершенно секретным
Персоны
История одной фотографии: о танках, которые многое решали и на Курской дуге, и вообще в Великой Отечественной войне Андрей Светенко в эфире "Вестей ФМ" поговорил с писателем-публицистом Александром Осокиным и конструктором, оружейником и военным историком Александром Корняковым.
Светенко: У микрофона Андрей Светенко, очередной "Урок истории" на волнах "Вестей ФМ". Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне. Ну, не только потому, что 70-летие Курской битвы, в связи с которой много, естественно, внимания к этой теме. И скорее всего на самом деле это будет рассказ об истории одной фотографии. Вот есть такой танк КВ-2, суперсекретный, которым мы вправе гордиться были, разработан он был еще до войны, и на многочисленных фотографиях общедоступных, и в подлинности которых сомневаться не приходится, мы нигде и никогда не находим его с советской символикой, с красной звездой. И все они, такое впечатление, получается, что трофейные, взятые на поле бое немцами. И вот среди этих фотографий вроде бы всегда была известна одна фотография, на которой заснята выгрузка этого танка: люди в немецкой военной форме, рядом несколько людей в гражданской одежде, специалисты. И считалось, что это, значит, в Германии была в 1942 году ярмарка трофейной советской техники, вот вам и ответ на все вопросы, и все понятно. Однако же, оказывается, это все, по мнению гостей наших, не так. А гости у нас сегодня такие. Историк, писатель-публицист Александр Осокин и конструктор, оружейник и историк военной темы Александр Корняков. Александр Николаевич, Александр Федорович, приветствую вас. И такой вот вопрос. Долго вы, наверное, смотрели, или сразу вдруг пришла в голову мысль, что что-то тут не так, с этой фотографией?
Осокин: Значит, с фотографией очень просто. Именно то, о чем вы сказали, и было причиной такого внимательного рассмотрения. Как это так - все имеющиеся в Интернете, в я имею в виду Интернете, изображения танка КВ-2, и ни на одном нет советской символики, только немецкая, только захваченные в плен, как это вообще в принципе может быть? Ни на одном нет советского...
Светенко: Ну, это проблема Интернета, потому что есть Военно-исторический музей, есть военные исследователи, оружейники и все такое прочее.
Осокин: Это проблемы Интернета. То есть вы хотите сказать... Ну, выставляются фотографии, которые есть. Из этого уже может следовать, что таких фотографий просто советских нет. Почему? Вы сами назвали. Вы сказали, что он был совершенно секретным. Да, действительно, до войны этот танк был совершенно секретным, он не участвовал ни в одном параде.
Светенко: На Красной площади, вы имеете в виду?
Осокин: На Красной площади, ну, естественно, в те годы. Вот. Поскольку его не показывали нигде, поскольку он был секретным, он хранился в закрытом помещении с часовым. И даже танкисты его не видели. И поэтому сфотографировать его никто не мог. И вполне понятно, что нигде и нет фотографий. Теперь дальше, вот с этой конкретной фотографией. Она бы проскочила мимо, если не обратим мы внимание на только на то, что мы узнали одного человека на этом снимке. Это был никто иной, крайнй справа, второй там справа стоит, как конструктор оружия Шпитальный, Борис Шпитальный.
Светенко: Имя известное, вообще-то это конструктор стрелковой авиационной техники. Тут у нас Александр Федорович должен вступить в бой.
Осокин: Вот. Александр Федорович, расскажите.
Корняков: Самое интересное, что Шпитальный не случайно попал, и мы не удивились, его увидев на этой фотографии. Они были делегированы вместе с делегацией Молотова.
Осокин: В ноябре 1940 года.
Корняков: В ноябре 1940 года. Есть документы, в которых, так сказать, приказано Банникову организовать группу конструкторов и направить их в Германию.
Светенко: Это вещь общеизвестная, не подвергающаяся сомнению, хотя об этом мало говорят, что в ноябре 1940 года был визит Молотова в Германию, на протяжении которого масса встреч и обсуждений военно-технического сотрудничества.
Полностью слушайте в аудиоверсии.