Картинка

Уроки истории Москва не сразу строилась

7 сентября 2013, 20:33

Персоны

Архитектурный образ Москвы мог быть другим, если бы не политика. От каких проектов столичные зодчие отказались? О Москве, которой мы никогда не увидим, исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко беседовал с историком Константином Михайловым.

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Очередной "Урок истории" на волнах "Вестей ФМ". Сегодня мы поговорим об истории архитектурного облика столицы, Москвы. Архитектура - это музыка, застывшая в камне. Но, оказывается, существует, продолжая эту аналогию, нотные записи, партитуры бумажной архитектуры, то есть неосуществленные проекты. По части массы их масса, множество. И вот о Москве, которую мы никогда не увидим (может быть,  и слава богу, что не увидим), разберемся в этом вопросе со специалистом. У нас сегодня в гостях Константин Михайлов - координатор общественного движения "Архнадзор", член Общественной палаты Российской Федерации. Константин  Петрович, здравствуйте.

Михайлов: Здравствуйте.

Светенко: Москва не сразу строилась, вспоминается вся эта лирика и патетика, но не только на моем веку, она и ломалась регулярно, и облик столицы менялся до неузнаваемости. Не факт, что хорошела, но узнать ее через каждые 20 лет практически невозможно, если такой вот перерыв делать. А когда это все началось? До революции были проекты масштабной перестройки, реконструкции Москвы?

Михайлов: Если продолжать вашу аналогию, с которой вы начали, то архитектура - это еще и зеркало, в которое очень хорошо видно, как общество относится и к себе, к собственной истории, к своему историческому пути, и даже к своему будущему. Если приглядеться, то вот то, так сказать, что мы видим в современной Москве, это такое вот грустное зеркало, ну для меня по крайней мере грустное. Давайте поговорим о том, как она к этому пришла, может быть, станет понятнее. До революции, конечно же, были, может быть, менее масштабные и грандиозные планы переустройства Москвы, нежели в 20 веке, уже при советской власти, но, конечно же, они были. Из таких наиболее этапных следует, конечно же, отметить неудавшуюся и невоплощенную идею баженовской кремлевской перестройки, как тогда говорили, когда впервые этот термин "кремлевская перестройка" прозвучал в границах современной России, так это именовалось официально.

Светенко: Трудно найти новое слово в русском языке, да.

Михайлов: Да. В общем, все эту историю знают о попытке классицизировать облик древней столицы, заменить Кремль с наиболее выигрышной стороны классическим дворцом, на задворках у которого оказались бы все сохраненные древние памятники. А наиболее, скажем, удачный из дореволюционных, как я считаю, и я, в общем, не первый, не открыватель этого дела, а про ретранслирую выводы отечественной исторической науки о градостроительстве, наиболее удачный, так сказать, план реконструкции Москвы - это, безусловно, план восстановления Москвы после Отечественной войны 1812 года, когда в очень короткий срок времени, кстати говоря, за 5-6-7 лет был фактически восстановлен город, потерявший около 90 процентов своей застройки.

Светенко: Вот он был восстановлен, или он, пользуясь случаем, что называется, как-то перестроен?

Михайлов: Он был восстановлен и, пользуясь случаем, немного, так сказать, перестроен. Не радикально, но в то же время заметно. Появились до сих пор сохраняющие для нас свое значение элементы, как Садовое кольцо, например. Было разбито Бульварное кольцо, которое при Екатерины было намечено еще очень пунктирно. Появилось фактически вот то полукольцо центральных площадей вокруг Кремля и Китай-города, было намечено по крайней мере уже тогда и планировалось сделать то, что осуществлено было только в советское время, вот такие вот широкие открытые пространства вокруг древнего...

Светенко: То есть была заложена вот эта именно кольцевая система?

Михайлов: Кольцевая система, она, в общем, и существовала издавна, она, так сказать, была предопределена вот этими концентрическими кругами крепостных укреплений по линии Бульварного кольца, Садового. Но появились вот, скажем, Садовое кольцо как кольцевая магистраль-улица, появилось это именно после, в ходе вот этой вот реконструкции после Отечественной войны 1812 года. Были еще планы реконструкции, скажем так, конца 19 - начала 20 века, они касались в основном... если что касается центра, то каких-то, что называется, незначительных градостроительных улучшений, а на окраинах были попытки, так сказать, разорвать эти кольца, заложить основы планировки в шахматном порядке, в виде параллельных улиц. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация