Интервью "Восьмёрка" добралась до российских экранов без потерь

3 мая 2014, 16:18

Персоны

Фильм "Восьмерка", мировая премьера которого состоялась еще в сентябре 2013 года в Торонто, выходит в российский прокат 8 мая. Название картине, снятой по одноименной повести Захара Прилепина, дала восьмая модель автомобиля "Жигули" ВАЗ-2108. Кинообозреватель радио Антон Долин беседовал о премьере с режиссёром Алексеем Учителем в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня в нашей студии дорогой гость - режиссер Алексей Учитель. Алексей Ефимович, привет.

Учитель: Здравствуйте.

Долин: Я поздравляю вас и нас всех с премьерой наконец-то вашей картины "Восьмерка", она довольно добиралась до экранов и наконец добралась. Премьера мировая состоялась аж в начале осени в Торонто, и теперь премьера российская уже на фестивале в Омске, потом показы, как я понимаю, в Питере и в Москве. Как вы, довольны тем, как публика это все смотрит, кино не устарело за эти полгода? Что вообще произошло, и без потерь ли картина добралась от момента завершения монтажа до все-таки показа уже публике?

Учитель: Слава богу, без потерь, никаких вырезаний или изменений не произошло. Долго добирались потому, что у меня была безумная идея выпустить эту картину под новый год и в новый год, поскольку там все действие происходит как раз накануне и во время встречи 2000 года, такое, знаете, антиновогоднее кино, я думал, наоборот, чтобы в противовес выпустить одно кино как-то немножко другого плана. Но прокатчики думали, поэтому мы ждали, но в конце концов они все-таки решили, что не надо этого делать, и вот возникла эта дата - 8 мая фильм стартует.

Долин: Мне кажется, что фильм получился, в смысле не когда вы его делали, а вот фильм плюс контекст получился каким-то невероятно актуальным и дико сегодняшним. У вас нет вообще такого чувства?

Учитель: Ну, мне многие об этом говорят. Я, как вы понимаете, когда я снимал, абсолютно об этом не думал.

Долин: Ну как можно, вы же не провидец.

Учитель: Да. Ну, не знаю, я не могу сказать, что я этому радуюсь.

Долин: Это конечно. Но что мы видим, если взять такую простую вещь как сюжет и не углубляться в какие-то другие смыслы, контексты? Мы видим девушку, которая разрывается между бандитом и омоновцев, и по совершенно иррациональным причинам, сердце у нее к нему лежит, выбирает все-таки омоновца, а не бандита, хотя это может грозить ей многими нехорошими приключениями, что собственно и происходит.

Учитель: Ну да.

Долин: И вот когда я смотрел первую сборку картины там с полгода назад, возникал еще какой-то вопрос: почему? Ну, понятно, что сердцу не прикажешь, любовь зла, и все такое. А сейчас, по-моему, даже посмотришь по сторонам - и вопроса такого не возникает.

Учитель: Нет, возникает, я так думаю, вопрос. Потому что это все равно не важно, в какой ты форме - омоновца или нет, любовь такая штука, которая может поймать, скосить и ударить по голове так сильно, и это не зависит от профессиональной принадлежности, мне так кажется.

Долин: Это правда, но к разговору как бы о любви и об иррациональном, Захар Прилепин, по прозе которого, правда, сильно переработанной сценаристом Александром Миндадзе, поставлен фильм "Восьмерка", он, мне кажется, интересен как писатель, в частности тем, что, хотя у него в его книгах, как и в его голове, бурлят очень сильные эмоции, он не делает такого разделения на каких-то наших и не наших, хороших и плохих, он в принципе исследует, что это такое - русский человек. Причем русский, несмотря на то, что на него навешивают клеймо там какого-то националиста, для него русский - это просто человек, живущий на этой земле, говорящий на этом языке. И здесь особенно, в "Восьмерке" действие происходит в провинции, героев-соперников зовут Бутс - это бандит, и Гера, он же Герман, это омоновец. Так и не поймешь, кто они вообще такие, это довольно условные персонажи, но совершенно ясно, что это люди, порожденные нашей землей, нашей культурой, нашей цивилизацией, какая бы она ни была. И что с самого начал картины, когда мы видим, как одни дерутся с другими, совершенно не понятно, кто тут хорошие, кто плохие, кто прав, а кто виноват, и мне кажется, так и до конца это остается подвисшим в воздухе вопросом, и никакого морализма по принципу "вот правильный путь, а вот так нельзя" в фильме нету даже и близко.

 Учитель: Как вы понимаете, это не просто так произошло, это моя позиция, чтобы не делать, не делить - это плохой, это хороший, черное и белое. И поэтому, кстати, по сравнению с повестью Захара сильно изменился Бутс, вот главный бандит, мне хотелось его сделать нормальным человеком, который тоже подвержен страстям.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация