Картинка

Уроки истории "Невозвращенец" Эйзенштейн. История неснятого фильма со счастливым концом

4 декабря 2014, 00:17

Персоны

В этот день в 1931 году Политбюро ВКП(б) приняло решение об Эйзенштейне. На первый взгляд, правда, оно касалось не самого режиссера, к тому времени уже 3 года пребывавшего в длительной зарубежной поездке, а номенклатурных руководителей - Розенгольца, возглавлявшего Совамторг, и Богданова, работавшего в Наркомате внешней торговли, которые якобы допустили растрату в 25 тысяч долларов. Причем здесь создатель легендарной киноленты "Броненосец Потемкин"? А при том, что деньги были выделены для съемок Эйзенштейном фильма "Виват, Мексика!". С подробностями - Андрей Светенко в рубрике на "Вестях ФМ".

Все, кто знаком с творческой биографией режиссера, сразу поймут, в чем дело. Фильм так и не был снят. Эйзенштейн и его коллеги - режиссер Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, пробыв за границей непозволительно много - 4 года - весной 1932-го вернутся на Родину.

Так вот, оказывается, в декабре 1931-го в Москве были уверены, что эта троица оказалась предателями-эмигрантами. И уверен в этом был не кто-то, а сам Сталин. В записке Кагановичу накануне заседания вождь писал: "Американский писатель Синклер прислал письмо, где просит поддержки какого-то предприятия, начатого им с Айзенштейном. Айзенштейн - это "наш" кинодеятель, бежавший из СССР, троцкист, если не хуже. Видимо, Айзенштейн через Сиклера хочет нас надуть. Дело, в общем, нечистое".

Дело и впрямь выглядит каким-то запутанным. Хотя на самом деле все было как раз очень просто. Снискавший мировую известность Эйзенштейн получил приглашение поработать в Голливуде, но сценария, удовлетворявшего Кремль, так и не нашлось. Тогда возник вариант с Мексикой, на который уже надо было искать деньги в другом месте. Их дал американский писатель-социалист, друг Советского Союза, по терминологии того времени, Эптон Синклер. А потом стал просить компенсировать расходы, заодно - вот же чудак - попросил и об освобождении кого-то из знакомых ему советских граждан, арестованного НКВД. Наверное, эта вторая просьба и разозлила вождя.

Самое удивительное, что, судя по документам, растраты 25 тысяч из бюджета Амторга - организации, созданной в годы НЭПа для осуществления закупок товаров в США - так и не произошло. Политбюро выговаривало Розенгольцу и Богданову, что называется, авансом.

Но этот аванс, конечно, не шел ни в какое сравнение с подозрением, нависшим над кинематографистами. Итак, Эйзенштейн не получил денег из Советского Союза. Синклер конфисковал в свою собственность отснятый к тому времени материал, то есть повел себя именно как американец, а не как социалист.

Весной 1932 года, как мы уже сказали, Эйзенштейн, Александров и Тиссэ вернулись в Советский Союз. Ожидаемо для самих себя, но неожиданно для властей, заочно записавших их в невозвращенцы. И что дальше? Полная неопределённость. 2 года творческого простоя для Эйзенштейна, с тревожными раздумьями, кто он для сильных мира сего - бывший или еще действующий троцкист, или все-таки жертва недоразумения. Партия не имела привычки отменять свои решения. Но в случае Эйзенштейна это в конце концов произошло. 8 апреля Политбюро дало-таки обратный ход: "Ввиду выявившихся новых обстоятельств, отменить постановление от 4 декабря 1931 года по делу Эйзенштейна".

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация