Интервью "Лувр ждал второй "ковчег", но это надо быть не мной, а Пиотровским"
Персоны
В Плёсе, Иванове и Юрьевце в эти дни проходит уже в девятый раз уникальный кинофестиваль "Зеркало", посвященный памяти и имени Андрея Тарковского. Одним из самых именитых участников стал кинорежиссер Александр Сокуров. Редкий автор, чьи фильмы ценил сам Тарковский, приехал на фестиваль, чтобы принять участие в работе жюри, а еще показать работы студентов своей мастерской в Кабардино-Балкарии и собственную ретроспективу. В день открытия "Зеркала" обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин расспросил автора "Одинокого голоса человека", "Молоха" и "Фауста" о современном кино, его последних работах и Тарковском.
Долин: Добрый день. Сегодня нам представилась редкая и ценнейшая возможность поговорить с Александром Николаевичем Сокуровым - одним из ведущих российских кинорежиссеров и человеком, который сейчас находится на фестивале в Плёсе. В Плёсе и в Иванове происходит сейчас 9-й уже фестиваль имени Андрея Тарковского, он называется "Зеркало", и Александр Сокуров здесь член жюри. Ну а кроме этого он представляет здесь программу своих студентов и представляет свою собственную ретроспективу.
Первый вопрос, и я думаю, что для многих это даже удивительно, то, что вот был Каннский фестиваль, а вас там не было. Не приехали, не смогли, фильм не отдали... ну, в общем, не очень понятная ситуация. А здесь, в Плёсе и в Иванове, вы присутствуете в разных качествах - и в жюри, и показываете фильмы своих студентов и свои собственные картины. Это какое-то, что называется, совпадение или это осознанный выбор, и туда вас совсем...
Сокуров: Нет. Ну, во-первых, этот фестиваль Тарковского - это у нас такой единственный. Потом, это все же организовывают люди, которые близки мне очень. Ну и последнее, может быть, это неправильно по значимости распределено, но все же это Россия, это все же несколько небольших городов Центральной России, и это очень, мне кажется, важно. Потому что все же фестивальное движение, оно в первую очередь должно заниматься просвещением, а уже потом всякого рода рейтинговыми и прочими-прочими процедурами: что лучше, кто хуже, кто лучше там. Мне нравится, что здесь много фильмов из России, что практически представлено, наверное, представлено всё, что было за последнее время сделано и что представляет интерес. Ну, на самом деле это хорошие, серьезные работы.
Долин: Александр Николаевич, вы считаете себя патриотом? Для вас патриотизм - это слово что-то означающее? Или оно, как для многих, сейчас уже стерлось в своем смысле от чересчур частого употребления? В последнее время точно его употребляют все вообще, кому не лень.
Сокуров: Ну, я могу сразу сказать, что родина у меня одна - это Россия, это точно. Паспорт у меня один - русский. А отношение? Родина, Россия - это мой язык русский в первую очередь, и поэтому то, с чем я родился и, наверное, с чем я, наверное, уйду в мир иной.
Долин: Александр Николаевич, к разговору о гуманитарных ценностях. Если это не какая-то секретная информация, что все-таки с фильмом про Лувр?
Сокуров: Я сейчас скажу. Да, фильм производства Франция - Германия - Голландия, я являюсь автором сценария и режиссером этой картины. Давно я хотел сделать эту картину, и сложились обстоятельства, когда Лувр согласился на то, чтобы я это делал. Но у них, конечно, было желание, чтобы возникла какая-то похожая, может быть, на "Русский ковчег" история. Но для этого надо быть Пиотровским, чтобы такая картина возникла, не мною, а Пиотровским. Но, тем не менее, когда был написан сценарий, не было очень большого восторга, поскольку я касался истории, в том числе истории появления в Париже в июне 40-го года немецкой армии, просто как и что с этим происходило. Был написан сценарий, была сделана картина. Просили, чтобы эту картину дали на фестиваль в Берлине, и это было невозможно. Ну и кроме того, я боюсь Берлинского фестиваля как такого очень экстремального и политического, каким я его вижу, по крайней мере. Значит, ну и поскольку картина продана уже во все страны мира, то, естественно продюсеры просили меня определиться с Каннами, надо ее просто уже показывать, уже просто, как они считают. И я сказал, что я понимаю, что такое Каннский фестиваль, и если в фестивале участвовать, то только специальный показ. Никаких других, никаких конкурсных, ни прочих никаких игр там не надо, там это совершенно не нужно. Начались переговоры, картину посмотрели в дирекции, им очень понравилось, более того, или это была неправда, что им понравилось, не знаю, я не очень верю этим восторгам и репликам этих людей, но по крайней мере было сказано, что очень интересно, прекрасно. Но потом вдруг, насколько я понимаю, возникло некое распоряжение категорически не показывать ее в Каннах.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью