Уроки истории Дух свободы - тяжкий крест...

28 апреля 2017, 06:13

Персоны

В эти дни 100 лет назад - в апреле 1917-го - события в России развивались бурно, причем не только в сфере политической. Культурная жизнь тоже давала много поводов для обсуждения, споров и конфликтов. Подробности - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".  

Цитирую по одной из московских газет: "Оперная звезда  покидает казенную сцену. На этих днях окончился контракт дирекции казенных театров с Федором Шаляпиным. Нам сообщают из верных источников, что он категорически отказался от возобновления контракта и заявил о своем уходе с казенной сцены. Спектакли весеннего сезона с участием Шаляпина в Большом театре не состоятся. Артист будет гастролировать у Зимина (владельца частной оперы). Причины ухода толкуют неясно".

Неясность в творческом процессе, конечно, присутствует во все времена. Однако в данном случае само по себе навязчивое употребление слова "казенные", "казенное" проясняет ситуацию. Революционный дух свободы захлестнул всех и вся. Но выражалось это не просто в бунтарстве или даже анархии. На глазах росло самоуважение, корпоративная солидарность, осознание собственной важности. Да, это выглядело порой комично. Дворники, вместо того чтобы убирать дворы и улицы, организовались в Союзы дворников, выбрали руководителей, спешили на совещания, вели дебаты, дискуссии. Что говорить о представителях творческих профессий, людях мнительных и капризных!

Продолжим цитату: "Автономия сейчас - повсюду. Если даже уголовные преступники в тюрьмах постановили выбирать себе надзирателей, неудивительно, что в театрах возбудился вопрос о самоуправлении. В грубых чертах схема такой автономии заключается в том, что артисты данного театра составляют "коллегию", которая руководит театром путем кооптирования в нее новых лиц, то есть управляется выборными лицами. Что ж, есть примеры жизнеспособности такого рода самоуправляющихся театров - например, Русское оперное товарищество. Но кто знает, насколько такие артистические кооперативы устоят при первом же натиске грубой действительности. Потому что подлинной причиной разложения является профессиональная разрозненность артистов и чрезмерный их индивидуализм". Что ж, сказано горько, но верно. А главное - не об одном только театре.

Печально, но дух свободы в мире театра в первую очередь проявился в том, что многие вообще перестали работать в привычном режиме. Цитирую: "Режиссер Вахтангов прекратил репетиции спектакля "Росмерсхольм" Генрика Ибсена, как считается, по болезни Ольги Книппер. Но у Евгения Багратионовича - много другой работы. У него есть своя драматическая студия, где работают до 30-ти любителей. Театр этот, расположенный в крохотном зале на Остоженке, уже дал более 40 спектаклей. Вахтангов обещает в следующем сезоне показать свою молодежь широкой публике". Очень примечательное, едва ли не первое свидетельство о новом Вахтанговском театре.

Но были и противоположные по последствиям примеры. Цитирую: "Художественный театр не особенно спешит с постановкой пьесы "Роза и Крест" Александра Блока. Из-за неё возник конфликт между Таировым и Немировичем-Данченко. Блок ранее обещал пьесу Камерному театру, но "художественникам" удалось перехватить ее и взять себе. Однако главные исполнители то болеют, то заняты в других постановках. Так, пожалуй, осыплются все "Розы" и останется только тяжелый "Крест".

Конец цитаты, тоже провидческой по содержанию. Пьеса Александра Блока так и не увидит сцены - ни в Камерном, ни в Художественном театрах. 

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация