Уроки истории "Кровавая суббота" в Новочеркасске
Персоны
В этот день в 1962 году в Новочеркасске (Ростовской области) была расстреляна мирная демонстрация рабочих местных заводов и жителей города. 26 человек убито, 87 - ранено. Семеро "зачинщиков" были приговорены к смертной казни, 105 человек - осуждены на длительные сроки заключения. О причинах Новочеркасской трагедии напомнит Андрей Светенко на "Вестях ФМ".
С 1 июня 1962 года в Советском Союзе были подняты цены на мясо и масло - в среднем на 30 процентов. В газетах писали, что "по многочисленным просьбами трудящихся". Одновременно на предприятиях, в частности, на крупнейшем в Новочеркасске электровозостроительном заводе - НЭВЗ - были увеличены нормы выработки. Это вело к существенному падению реальных доходов. Рабочие НЭВЗа потребовали объяснений у администрации завода. В ответ на выкрики "На что жить дальше?", директор ответил: "Вместо пирожков с мясом будете есть с ливером", ответил в духе исторического афоризма о хлебе и пирожных. Получилось, что с такими же последствиями.
К полудню заводская забастовка переросла в общегородскую. Люди перекрыли железнодорожную магистраль. Тут уже была поставлена в известность Москва. В Новочеркасск отправили комиссию членов Президиума ЦК - Козлова, Микояна, Кириленко, Полянского. Министр обороны Малиновский дал приказ 18-й танковой дивизии Северо-Кавказского округа выдвинуться на место событий. К вечеру рабочие захватили здание заводоуправления НЭВЗа, сожгли портреты Хрущева. Всю ночь с 1 на 2 июня шел стихийный митинг. Тогда же в город были введены войска. Объявлен комендантский час.
Утром народ с портретами Ленина пошел колоннами в центр города, к зданию горкома партии. Находившиеся там упомянутые высшие партийные чиновники поспешили перебраться на территорию ближайшего военного городка. Общаться с демонстрантами пришлось местным руководителям, но они были освистаны и закиданы камнями. Затем часть протестующих ворвалась внутрь здания, начался погром. В этой ситуации военные кордоны, стоявшие вокруг горкома, получили приказ открыть по толпе огонь. Поначалу люди были уверены, что стреляют холостыми, но тут же увидели, "что после выстрелов посыпались, как груши, любопытные мальчишки, забравшиеся на деревья в скверике". Это - цитата из воспоминаний известного впоследствии генерала и политика Александра Лебедя, уроженца Новочеркасска, очевидца событий. Ему тогда было 12 лет. Показательно, что потом в официальной статистике жертвы из числа детей и подростков не фигурировали. Кроме того, многие из получивших ранения всячески пытались уклониться от обращения в больницы, боясь наказания за участие в беспорядках.
Волнения в городе продолжались еще 2 дня. Не помогала трансляция записанного на магнитофон обращения Микояна. Только после арестов сотен из наиболее активных протестующих ситуация нормализовалась. На суде зачинщикам были предъявлены обвинения в бандитизме и попытке свержения Советской власти. Кроме того, был уволен в запас, а затем и отдан под суд генерал-лейтенант Шапошников, заместитель командующего войсками округа: он отказался дать приказ танкистам применить боевую технику против новочеркассцев. По его словам, "тогда бы жертв были тысячи".
Удивительно, но тогда, в 62-м, властям удалось окутать трагедию тотальной завесой молчания. Никаких официальных сообщений - с оправданиями или, наоборот, с обвинениями. Нет. Все тихо, словно ничего и не было. Правду и подробности новочеркасских событий начали узнавать только в конце 80-х годов, в горбачевскую перестройку. А в 1996 году первый президент Российской Федерации Борис Ельцин во время посещения Новочеркасска подписал указ о реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в Новочеркасске в июне 1962 года и сооружении им памятника.