Уроки истории Полёт в неизвестность: подвиг Чкалова, Байдукова и Белякова
Персоны
В этот день ровно 80 лет назад в аэропорту Ванкувер близ Портленда на Тихоокеанском побережье США успешно завершился беспосадочный перелет советского самолета АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - США. О подвиге советских летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова напомнит Андрей Светенко на "Вестях ФМ".
63 часа в воздухе, 9 тысяч 450 километров расстояния. Это значит, что скорость самолета только временами достигала 200 километров в час. Пионеров авиации можно сравнить с мореплавателями-первопроходцами. Для навигации использовался секстант и морской хронометр; пилоты ориентировались по солнцу. Но в целом, действительно, это был полет в неизвестность, тем более что треть маршрута пришлось преодолевать вслепую, летя в сплошной облачности.
Георгий Федорович Байдуков спустя годы вспоминал: "Я исполнял обязанности сменного пилота, сменного штурмана, сменного радиотелеграфиста и условного "врача". Теперь трудно даже представить себе, как сложен был путь к осуществлению такого перелета". По требованию Чкалова, до минимума срезали запас продовольствия и воды - до 150 килограммов, чтобы максимально загрузить самолет топливом. Конструкция АНТ-25 в этом плане была революционной: впервые цельнометаллический моноплан с размахом крыльев в 34 метра был оснащен дополнительными баками с горючим, располагавшимися именно в крыльях. Расчетный запас горючего - на 12 тысяч километров.
Но в экстремальных климатических условиях многое зависело от мастерства и хладнокровия экипажа, и надежности самолета. Байдуков вспоминал: "Через сутки после старта, после очередной полосы "слепого" полета, кончился кислород, а без него трудно пилотировать самолет на 6-километровой высоте, тем более, что всё обледенело, замерзли шланги охлаждения воды и маслопровод". Пришлось проявлять смекалку. Пикантная подробность, но экипаж использовал санитарно-гигиенические баллоны, так называемые шары пилота, чтобы отогреть их содержимым внутренние коммуникации.
Но помимо профессиональных забот и проблем, обсуждали в полете и другое. Байдуков пишет: "Еще над Череповцом Валерий Чкалов вдруг заговорил: "Вот лечу и думаю, почему же нам никто не рассказал, как нужно вести себя среди американцев? Что говорить? Как держаться?" - "Да кто тебя должен учить!" - ответил Байдуков. - "Ты же коммунист, представитель советского народа". - "Это все верно", - парировал Чкалов. - "Но наркоминдел все-таки мог бы посоветовать". - "Сам разберешься не хуже Литвинова. Важно долететь, а там видно будет...".
Чкалов сумел посадить огромную машину, требующую более чем километровой полосы приземления, на совершенно неприспособленный для этого небольшой военный аэродром Ванкувер в пригороде Портленда. Выбежавших из ангаров американских военных Чкалов приветствовал как своих старых знакомых. Протянул коробку папирос. Американский сержант оробел, не взял. "Сувенир, сувенир", - ободряюще повторял Чкалов. Тут американец улыбнулся и произнес слова, понятные всем без перевода: "Паркинг, плиз".
Больше всего американцев поразил не сам факт появления русских. Мир уже пережил эйфорию от рекордных перелётов Линдберга через Атлантику, англичанина Скотта из Европы в Австралию. Хозяева не могли поверить, что гости прилетели на целиком и полностью советском самолете. Что, и двигатель ни американский, ни немецкий? Да. Гордость за это советское и была главным ощущением от полета.
"Усталые, но довольные и веселые, мы", - вспоминал Байдуков, - "глядели в простодушные лица простых американцев, окруживших нас, и твердо стояли на их земле, как люди, принесшие через снега и горы, пургу и обледенения добрые пожелания своего народа народу Соединенных Штатов Америки".