Уроки истории Тактика немцев по отношению к военнопленным-украинцам
Персоны
В этот день - 13 июня 1917 года по старому стилю - обострилась полемика вокруг подрывной деятельности Германии внутри России. В ней появилась новая тема. Если до этого ломали копья исключительно вокруг пораженческой тактики большевиков, требовавших незамедлительного заключения мира с противником (кстати, накануне в большевистских газетах была опубликована статья "России не нужны Дарданеллы", где доказывалась выгодность торгового сотрудничества с Германией и Австро-Венгрией), то в этот день всеобщее внимание перехватило сенсационное сообщение газеты "Утро России": "Центральный комитет по делам военнопленных при главном управлении Красного Креста передал сообщение о тактике германцев по отношению к Украине и украинцам. При осмотре врачебным персоналом прибывшего инвалидного поезда из германского плена было обращено особое внимание на то обстоятельство, что среди инвалидов резко выделялась группа лиц, у которых был несравненно более здоровый вид, чем у остальных военнопленных. Эту группу составляли украинцы. Из опроса оказалось, что, в отличие от других, с украинцами обращались совершенно иначе. Они не терпели никаких лишений, имели газеты на родном языке, пользовались значительной свободой передвижения". Подробнее - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".
Прервем цитату. Очень интересно. Во-первых, сам по себе факт обмена военнопленными. Инвалидный поезд. Известно, что практика обмена на протяжении 3 лет действовала на русско-турецком фронте, причем она не замыкалась на больных и раненых, имела адресный характер - офицера на офицера, но, оказывается, на основном театре военных действий летом 17-го существовала практика возвращения именно больных и раненых военнопленных. Общее число солдат и офицеров русской армии, оказавшихся в плену, было очень существенным - более 2 миллионов человек. Один поезд погоды не делал, но, как видим, мог сделать погоду сугубо политическую - вбить клин в межнациональные отношения. И на это прямо указывает "Утро России": "В берлинском "Русском вестнике" - органе политэмигрантов - под заголовком "Плохое обращение с украинскими офицерами в русской армии" сообщается о якобы недостойном положении украинских офицеров. Только в окопах они - полноправные товарищи русского офицера, но картина меняется уже в тыловых позициях. Здесь русские офицеры смотрят на коллегу-украинца свысока или сторонятся его. Ему говорят в глаза, что он - малоросс, не умеет вести себя в порядочном обществе и неспособен по своему происхождению занять какой-либо высокий пост в армии". Конец цитаты.
Теперь понятно, что речь - об офицерах военного времени, мобилизованных, в данном случае, из числа сельской интеллигенции южных губерний России. О "пышноусых пасечниках с Полтавщины" - как называл их Михаил Булгаков в своей "Белой гвардии". Отношение кадрового офицерства русской армии к офицерам военного времени действительно было высокомерным, но оно при этом не строилось на этнической, национальной почве.
Однако тема эта была актуальной. В те дни шел процесс так называемой украинизации воинских частей русской армии, дислоцированных на Украине - комплектование их жителями малороссийских губерний. Этим занимался сам главком генерал Брусилов. В этом процессе активно участвовали национальные политические силы, оживившиеся в тот момент. Достаточно сказать, что в этот день военный министр Керенский подписал протокол о признании Генерального секретариата Центральной рады Украины в качестве легитимного политического органа. Это событие, в свою очередь, станет прологом провозглашения Украинской народной Республики 7 ноября 1917 года, сразу же после захвата власти большевиками в Петрограде.