Уроки истории "Маленков, Молотов, Каганович и примкнувший к ним Шепилов"

29 июня 2017, 06:54

Персоны

В этот день в1957 году в Москве, на внеочередном пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза было принято постановление "Об антипартийной группе Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова". О первой попытке отстранить Хрущева от власти - Андрей Светенко на "Вестях ФМ". 

Теперь эти события 60-летней давности называют расколом партийной элиты, попыткой номенклатурного переворота, серьезной проверкой выбора пути. Тогда всё обошлось без участия широких общественных масс, да и узнавали люди о происшедшем, так сказать, с конца.

29 июня - это дата победы Хрущева над своими оппонентами в партии. А началось всё 18 июня, когда на заседании президиума ЦК КПСС (Политбюро тогда не было, был более широкий по своему составу президиум) партийцы старой сталинской закваски решили дать решительный бой Хрущеву. Маленков обозначил ситуацию так: "Если мы их не уберем сейчас, тогда они уберут нас".

Кто "мы" и кто "они"? Собственно, своей команды у Хрущева ни в тот момент, ни потом не было. И это - само по себе это показательно. С другой стороны, была сплоченная группа в ранге "вождей": Маленков, Молотов, Каганович. Им удалось собрать 7 голосов за отставку Хрущева, и только четверо - сам Никита Сергеевич, Микоян, Суслов и Кириченко были против, последние двое - с существенными оговорками.

Главной причиной была, конечно, политика десталинизации, решения ХХ съезда, после которых возник кризис, как минимум, в международном коммунистическом движении. Одни события в Венгрии - контрреволюционный путч осенью 56-го - свидетельствовали о том, что в рамках, предложенных Хрущевым, критику культа личности Сталина сохранить трудно. Кроме того, многие были не согласны с политикой уступок: идеологических (Хрущев извинялся перед Югославией за конфликт между Сталиным и Тито), территориальных (вывод войск из Австрии, отказ от военных баз на острове Дальний в Китае). 

Летом 57-го Хрущеву удалось продемонстрировать умение действовать резко и решительно; он проявил себя мастером аппаратной игры. Во-первых, ему удалось сделать так, что заседание Президиума продолжилось с привлечением более широкой группы лиц - членов ЦК. А их явку из других городов обеспечили председатель КГБ Иван Серов и министр обороны маршал Жуков. С обсуждения был снят вопрос об ошибках Хрущева, и вместо этого по предложению Суслова стали обсуждать разногласия в отношении курса, принятого на ХХ съезде. В ходе обсуждения маршал Жуков огласил документы, из которых следовало, что Молотов, Каганович и Маленков - "главные виновники арестов и расстрелов партийных и советских кадров в годы сталинских репрессий".

Но поучительна в этом отношении судьба министра иностранных дел Шепилова, выдвиженца Хрущева, человека, не замешанного в репрессиях. Дмитрий Трофимович - уже после того, как ситуация переломилась в пользу Хрущева - выступил на пленуме с критикой личного характера в его адрес, цитировал прошлые противоречивые высказывания Никиты Сергеевича по записям, которые делал в своем рабочем блокноте. Заслужил за это уничижительное определение "и примкнувший к ним Шепилов", ставшее потом притчей во языцех.

А среди выступавших в поддержку Хрущева был Леонид Ильич Брежнев, тогда - секретарь ЦК по оборонной промышленности. Но, выйдя на трибуну, он от сурового окрика Кагановича оробел и чуть не упал в обморок.

Итак, после долгих дебатов, действительно первых за многие десятилетия в высших партийных сферах, Хрущеву удалось не только сохранить власть, но и отправить в отставку более статусных коллег. Показательно, что те, кто помог Хрущеву одержать победу - Жуков и Серов, тоже вскоре лишатся своих постов. Георгий Константинович - уже в октябре того же 57-го года, а первый председатель КГБ - в следующем, 1958-м. 

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация