Картинка

Уроки истории "Философский пароход": судьба недругов советской власти

29 сентября 2017, 12:24

Персоны

В этот день в 1922 году из Петрограда в Германию вышел пароход, на борту которого находилась большая группа представителей российской интеллигенции: ученые, философы, писатели. Всех их по распоряжению Ленина высылали в принудительном порядке из страны Советов. О "философском пароходе" напомнит обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко.

Пароход имел свое труднопроизносимое название "Обербургомистр Хакен". А "философским" ему суждено было войти в историю благодаря его пассажирам. Это был цвет отечественной интеллигенции, лучшие и яркие умы нации – Бердяев, Ильин, Трубецкой, Булгаков. Собственно, это была целая спецоперация, целая кампания. "Философский пароход" - это такое совокупное собирательное название, кроме названного, были рейсы из Одессы, из Севастополя, некоторых - как, например, основоположника современной социологии Питирима Сорокина отправили поездом из Москвы. Продолжалось это вплоть до декабря 1922 года. Всего было выслано 225 человек.

Спустя 10 лет в результате анкетирования, проведенного за рубежом, выяснилось, что все эти люди успешно работают в научно-исследовательских и высших учебных заведениях Америки и Европы.   

Спрашивается, зачем это было сделано? Ведь фактически недругов советской власти отпускали на столь желанную ими свободу. Задним числом даже появится версия, что Ленин таким изощренным способом спасал интеллектуальную элиту России. Однако, судя по письму Владимира Ильича Дзержинскому, куратору спецоперации, мотив был другой: "Всё это - явные контрреволюционеры, пособники Антанты, ее шпионы и растлители нашей учащейся молодежи. Надо их излавливать постоянно и систематически и высылать за границу".

Любопытно: десятилетиями советская власть неустанно излавливала своих врагов, но отправляла их в места не столь отдаленные, не за границу. Только, пожалуй, в позднебрежневские времена вспомнили об этой ленинской методе принудительной высылки, да и то в единичном формате - вывезли в ФРГ Александра Исаевича Солженицына.

В любом случае, по сравнению с судьбой репрессированных и погибших потом в ГУЛАГЕ русских ученых судьбу высланных в 1922 году не сравнить. Тут, кстати, есть драматический пример. В списках фигурировал всемирно известный ученый-аграрий Чаянов, но за него вступился Максим Горький, доказывавший, что это еще не окончательно потерянный для нас человек. Чаянов будет расстрелян в октябре 1937 года и посмертно реабилитирован.

В начале 20-х такая жестокость была еще не в ходу. Второй после Ленина авторитет и вождь большевистской партии Лев Троцкий в 1922 году откровенно писал: "Мы этих людей высылаем, потому что расстрелять их нет повода, а терпеть дальше невозможно". Такая умеренность объяснялась общественно-политической ситуацией. Большевики вынуждены были сделать шаг назад, ввести НЭП, допустить частный бизнес в экономику. А на идеологическом фронте провели в одностороннем порядке выдачу, так сказать, идейных заложников.

Но главное, большевистские лидеры в тот момент были уверены, что высылкой за рубеж православных, религиозных и беспартийных ученых и философов, литераторов, историков советская власть ничего не теряет. Ей нужны были другие инженеры человеческих душ. 

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация