Уроки истории Революция 17-го года в миниатюре

13 октября 2017, 07:20

Персоны

В этот день - 30 сентября 1917 года по старому стилю -  газета "Утро России" рассказала историю, сюжет которой можно считать картиной революции 17-го года в миниатюре. В этот день в Петрограде завершились слушания по делу старшего лейтенанта Павла Ограновича. Этот морской офицер нес службу на крейсере "Аврора" - уже одно это придает истории особый смысл. Подробнее - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".

27 февраля 1917 года в разгар революционных событий в столице, буквально накануне свержения монархии, то есть как раз в тот день, когда прежняя власть еще держалась, на борт "Авроры", стоявшей в тот момент напротив цехов Франко-русского завода, патруль Кексгольмского полка, остававшегося верным царскому правительству, были доставлены два задержанных агитатора. По той простой причине, что военное судно под императорским флагом воспринималось как одно из немногих надежных мест для содержания бунтовщиков. Арестованных заперли в помещении корабельного карцера. Однако большинство матросов "Авроры" возмутились, заявив, что крейсер - не плавучая тюрьма, и, главное, арестованных надо отпустить на свободу.

Офицерам поначалу удавалось держать ситуацию под контролем, но утром на крейсер явилась большая толпа рабочих упомянутого Франко-русского завода. Вместе с недовольными матросами они схватили командира крейсера капитана 1-го ранга Михаила Никольского и вместе с другими офицерами потащили на палубу, угрожая расстрелом. Затем стали требовать, чтобы офицеры сошли на берег и с красными флагами в руках явились к Таврическому дворцу. Никольский отказался брать в руки такой флаг, и тут же был убит кем-то из вооруженной толпы. Огранович стал стрелять в воздух из своего табельного оружия, в результате случайного попадания одним из выстрелов убил матроса "Авроры" Осипенко. В ответ получил удар штыком в горло, затем был избит до бесчувствия и в таком состоянии увезен в госпиталь. Сцена яркая и парадоксальностью своего исхода, просто символ революционной смуты. 

А ведь в историческом сознании Февральская революция почему-то представляется сугубо мирной и практически бескровной. А продолжение этой истории было следующим. Спустя пару месяцев после выздоровления Ограновича морской штаб с большим трудом, преодолевая сопротивление Центробалта (совета матросских депутатов), добился для старшего лейтенанта перевода для продолжения службы в другое место, а именно - в Гельсингфорс. Но в сентябре 1917 года Огранович был арестован в столице княжества Финляндского милицией Временного правительства и доставлен в Петроград. Здесь судом присяжных заседателей офицер был признан виновным в убийстве матроса Осипенко, но "заслуживающим снисхождения, учитывая обстоятельства, при которых это произошло". То есть офицера судили по статьям за превышение мер необходимой защиты, приведшие к непредумышленному убийству. И, подчеркиваем, делал это суд Временного правительства, которое, опять же, в историческом сознании воспринимается как буржуазное, враждебное пролетарским массам. В данном случае суд целиком и полностью оказался на стороне последних. 

Дальнейшая судьба Павла Ограновича такова: в первые дни октябрьского переворота он был освобожден, опять же, по парадоксальному недоразумению как жертва преследований со стороны Временного правительства. С началом Гражданской войны уехал на юг России, присоединился к Добровольческой армии Деникина. Воевал на стороне белых и был убит в июле 1920 года, уже будучи в чине капитана 2-го ранга. 

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация