Уроки истории Демарш Луначарского
Персоны
В этот день - 3 ноября 1917 года по старому стилю - стало известно об отставке Анатолия Луначарского с поста наркома просвещения. Московские газеты писали: "Луначарский подал в Совет народных комиссаров заявление: "Я только что услышал от очевидцев, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский собор разрушаются. Кремль, где сейчас все важнейшие художественные сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточилась до звериной злобы. Вынести этого я не могу. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Вот почему я выхожу в отставку". Подробнее - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".
На первый взгляд, поспешная и излишняя истерика, вовсе не характерная для твердого большевика-ленинца. Однако в те дни Совнарком покинет несколько видных большевиков: Алексей Рыков уйдет с поста наркома внутренних дел, Георгий Ломов - с поста наркома юстиции, Владимир Милютин оставит портфель наркома земледелия. Ключевые позиции. И вызвано это будет более серьезными соображениями - требованием создания однородного коалиционного правительства, проще говоря, кабинета министров многопартийного. То есть далеко не все большевики тогда были уверены в том, что им удастся удержать власть в одиночку, без союзников и попутчиков.
Между тем, эмоциональный демарш Луначарского, вызванный кровавыми событиями в ходе установления Советской власти в Москве, оказался запоздалым. В этот день бои прекратились. "Красные" торжествовали. По всему городу шло разоружение юнкеров, то там, то тут на скорую руку побежденных ставили к стенке, совершая революционный самосуд. Особенно усердствовали те, кому пришлось испытать горечь поражения в первые дни после Октябрьского переворота, - комиссар Кремля Берзин и его сторонники. Они были арестованы 29-го октября по старому стилю юнкерами и офицерами, содержались под караулом. И сразу после освобождения учинили расправу над своими тюремщиками.
"В сущности, - напишет потом Максим Горький, - московская бойня была кошмарным кровавым избиением младенцев. С одной стороны - юноши краногвардейцы, не умеющие держать винтовку в руках, и солдаты, почти не отдающие себе отчета - чего ради они идут на смерть и сами убивают? С другой - ничтожная кучка юнкеров, мужественно исполняющая свой долг, как им было внушено". Явно комплементарной по отношению к сторонникам советской власти.
Была и противоположная точка зрения, Александр Вертинский в песне-реквиеме о студентах, сражавшихся за старую власть, "Я не знаю зачем, и кому это нужно, кто послал их на смерть не дрожащей рукой"... Во всяком случае, жертв с обеих сторон было более тысячи. Хоронили их показательным образом отдельно. Но в один день. Сторонников большевиков в наспех вырытых братских могилах на Красной площади. Между кремлевской стеной и трамвайными путями. Сторонников белых на окраине - на Братском кладбище около Петроградского шоссе (в районе нынешней станции метро "Сокол").
Собор русской православной церкви, кстати, только-только, днями, избравший Патриархом Всея Руси московского митрополита Тихона, решительно осудил погребение на Красной площади, преднамеренно совершенное без церковной молитвы: "Такое погребение людей, которые оскверняли и разрушали храмы Кремля, подняв знамя братоубийственной войны, возмущает народную совесть. Собор видит в этом явное и сознательное оскорбление церкви и неуважение к святыням".