Уроки истории Бегство петроградцев, саботаж финучреждений и разграбление дворца Великой княгини

22 ноября 2017, 03:21

Персоны

В этот день - 9 ноября 1917 года по старому стилю - бывший император Николай II, находившийся с семьей в ссылке в Тобольске, сделал очередную короткую запись в своем дневнике: "Утром был урок с Алексеем. Днем перенесли дрова в сарайчик. Вечером начал читать Виктора Гюго". Семья Романовых даже спустя 2 с лишним недели после октябрьского переворота ничего не знала о событиях в столице. Николай Александрович мог только догадываться: "Давно газет уже никаких из Петрограда не приходило, ни телеграмм. Должно быть, неважные события происходят в больших городах". Как все-таки поменялось за 100 лет значение некоторых слов. Неважные значит "плохие". Но какие именно? Подробнее - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Что ж, те, кто имел возможность взять в руки газеты, читали в тот день следующее: "Закрытие границы. Советским правительством отдано распоряжение комиссару железнодорожной станции Торнео о временном закрытии границы со Швецией. Без особых распоряжений военно-революционного комитета никто пропущен быть не может".

И это сразу почувствовали в столице. Цитирую по газете "Время": "Отъезд американцев. На собрании членов американской колонии принято решение покинуть Петроград ввиду последних событий в городе. Однако отъезд тормозится тем, что граница со Швецией фактически закрыта. Из Петрограда ходит лишь один поезд, крайне переполненный вследствие повального бегства петербуржцев в Финляндию". 

Впрочем, бежали не все; некоторые несогласные оставались и бастовали. Продолжалась забастовка служащих министерства торговли и промышленности. То же самое - в министерстве финансов. Служащие этого ведомства единогласно приняли резолюцию о прекращении служебных занятий впредь до воссоздания власти, "пользующейся всенародным доверием". 

Упомянутая резолюция была предложена профсоюзом государственных служащих, и к ней присоединились работники казначейства, сберегательных касс и государственного банка. Все это могло парализовать привычную финансовую деятельность и граждан, и государства. Поэтому газета "Время", сообщая об этом на свой страх и риск, сочувственно уточняла: "Финансовые учреждения будут продолжать действовать в пределах удовлетворения наиболее неотложных нужд армии и населения". Да, это был тот самый саботаж со стороны старой государственной машины, для борьбы с которым новая Советская власть создаст вскоре ВЧК. 

Другие знаковые сообщение того дня. Газета "Единство", рупор сторонников Георгия Плеханова: "Большевики, овладев зданием контрразведки, первым делом бросились в архив в поисках дела Ленина, которое и было ими похищено". 

Сообщалось и о налетах другого рода, которые уже становились рутиной: "Разграбление дворца. Красногвардейцами и шоферами автомобильного отряда Смольного института совершенно разграблен дворец Великой княгини Ксении Александровны на Офицерской улице. Разграбление совершалось по ночам несколько суток. Причем все ценные вещи унесены. Разграблен винный погреб дворца. Комиссар милиции района, в котором находится дворец, заявил городской думе, что он бессилен принять какие-либо меры для предотвращения разбоя".

Тут любопытно упоминание думы, районной милиции - вроде бы органов власти, которая уже свергнута. Косвенное подтверждение, что Совнарком во главе с Лениным фактически в тот момент выполнял функции Временного правительства впредь до созыва Учредительного собрания, но контролировать ситуацию даже в столице не мог. 

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация