Уроки истории Тенденции сибирского сепаратизма
Персоны
В этот день - 18 ноября 1917 года по старому стилю - в Петрограде были получены сообщения из Сибири о том, что "образовавшееся там правительство под председательством Григория Потанина порывает отношения с Россией". Подробнее - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Сразу уточним, что эта была интерпретация событий со стороны недозакрытой большевиками газеты "Утро России". Она в тот момент выходила под названием "Ранее утро". Так или иначе, но еще накануне Октябрьской революции областной съезд в Томске принял "Положение об областном устройстве Сибири". Сторонники так называемой идеи сибирского областничества выступали в тот момент за признание Учредительного собрания, но при условии создания автономной Сибирской республики, высшей властью в которой должен был стать собственный кабинет министров, ответственный перед Сибирской областной думой. Итак, центрабежные тенденции налицо на фоне стремительно ухудшавшейся политической и социально-экономической ситуации.
С другой стороны, романтический сибирский национализм или сепаратизм был далеко не новостью. Идеолог сибирской автономии - Григорий Николаевич Потанин, известный ученый, этнограф, географ, краевед, публицист. Ему тогда уже было под 80. Он еще в далеком 1865 году был арестован царским правительством вместе с группой соратников, осужден и приговорен к тюремному заключению за свои взгляды, заключавшиеся в том, что Сибирь, дескать, - колония России, а сибиряки - новая особая национальность, со своим характером и менталитетом.
В конце 1917 года эти взгляды вновь стали актуальны. И воспринимались именно как сепаратистские. Газета "Ранее утро" сообщала: "Совет народных комиссаров проектировал снарядить специальную экспедицию в Сибирь во главе с командующим Петроградским военным округом Муравьевым, предложив ему пост наместника Сибири, но последний категорически отказывается поехать в Сибирь". Конец цитаты, призванной вызвать у читателя представление об утрате большевиками контроля за ситуацией. Тут нужно пояснить, что, в отличие от будущих антисоветских правительств в Сибири, возникших в годы гражданской войны (того же Колчака), в ноябре 1917 года сибирские областники с точки зрения политических взглядов были в основном сторонниками социалистических идей. Их требования заключались в признании автономных прав Сибири, хотя Григорий Потанин уже спустя пару месяцев покинет свой пост председателя областной Сибирской думы в знак протеста против "заигрывания" с большевиками.
Еще одно имя из публикации того дня - Муравьев - хорошо известно по событиям грядущей гражданской войны. Михаил Артемьевич Муравьев, офицер Русской императорской армии, левый эсер, с первых дней октября поддержавший советскую власть, он действительно был назначен в те дни командующим столичного военного округа. Его нежелание ехать в Сибирь - это, конечно, газетный домысел. В тот момент было много важных дел в столице и на недалеком от нее фронте. Задачей Муравьева был сбор сил и средств для нейтрализация Керенского и Каледина.
Вообще, роль Муравьева в бурных событиях 1918 года - это особый эпизод: сначала были удачи - войска Красной армии под его командованием одерживали победы, был взят Киев, потом Муравьева отправили на Восточный фронт против Колчака, а закончит он свою политическую карьеру мятежом против советской власти.