Уроки истории Спасение Балтийского флота
Персоны
В этот день – 12 марта 1918 года – начался так называемый ледовый поход Балтийского флота из Гельсингфорса (ныне Хельсинки, столица Финляндии) в Кронштадт. Небольшая дистанция перехода лишь подчёркивает его обратно пропорциональную значимость в тот момент. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
По итогам унизительного Брестского мира, Советское правительство обязывалось оставлять боевую технику и корабли военно-морского флота на передаваемых немцам территориях. Это, впрочем, было известно наперед, и еще 25 февраля – до подписания мира – корабли Балтийского флота, находившиеся в Ревельском порту (теперь это Таллинн) ушли в Гельсингфорс.
Но и в Финляндии было неспокойно. 5 марта германский флот захватил Аландские острова; немцы готовились к высадке в Гельсигфорсе – было принято решение перебазировать флот в Кронштадт. Этой операцией руководил кадровый морской офицер, потомственный дворянин, перешедший на сторону большевиков, капитан первого ранга Алексей Щастный.
Первый конвой состоял из четырех линкоров и трех крейсеров; фарватер для них пробивали два ледокола. Второй отряд вышел в поход 4 апреля, когда немцы высадились на полуострове Ханко. Два линкора, два крейсера, две подводных лодки. Таким образом, основные боевые силы флота удалось спасти.
Для всех, кто имел к этой операции непосредственное отношение, было понятно, что успех стал возможен во многом благодаря решительным и грамотным действиям капитана Щастного. Он был назначен начальником Морских сил Балтийского моря, и уже в этом качестве осуществил третий поход, самый многочисленный – 45 эсминцев, 6 тральщиков, 81 вспомогательное судно.
Сам Щастный покинул Гельсингфорс на последнем боевом судне – штабном корабле "Кречет". Авторитет капитана был велик. А главное, очевидностью стало значение военной квалификации, опыта и мастерства кадровых офицеров. То есть позиции военспецов, которых в тот момент активно привлекал к сотрудничеству Троцкий, укрепились. Но, оказывается, именно это было для большевистского руководства угрозой, пожалуй, не меньшей, чем действия германской армии и флота.
Уже в мае того же года Щастный был арестован, причем по личному приказу Троцкого. Обвинен в измене. Щастный стал одной из первых жертв восстановленной большевиками смертной казни. 21 июня его расстреляли за "контрреволюционные действия". Фактически, Щастный поплатился за собственное усердие, исполнительность, чувство долга, понятие чести и патриотизм. Потому что единственный обвинитель на суде – а им был сам Троцкий – оперировал только облыжными общими фразами: "Щастный настойчиво углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Офицерство – из минной дивизии флота – открыто поддерживало Щастного на роль диктатора флота".
Что ж, не исключено, что Щастный давал оценки уровня профессиональной подготовки большевистских комиссаров и, в частности, того же Троцкого как наркомвоенмора. Устранение Щастного было мерой превентивной, наперед, чтобы другим неповадно было. И этот цинизм был отражен в формулировке обвинительного приговора: "Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти".
Другими словами, капитана расстреляли за спасение Балтийского флота.