Уроки истории Спасение Балтийского флота

12 марта 2018, 08:36

Персоны

В этот день – 12 марта 1918 года – начался так называемый ледовый поход Балтийского флота из Гельсингфорса (ныне Хельсинки, столица Финляндии) в Кронштадт. Небольшая дистанция перехода лишь подчёркивает его обратно пропорциональную значимость в тот момент. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

По итогам унизительного Брестского мира, Советское правительство обязывалось оставлять боевую технику и корабли военно-морского флота на передаваемых немцам территориях. Это, впрочем, было известно наперед, и еще 25 февраля – до подписания мира – корабли Балтийского флота, находившиеся в Ревельском порту (теперь это Таллинн) ушли в Гельсингфорс.

Но и в Финляндии было неспокойно. 5 марта германский флот захватил Аландские острова; немцы готовились к высадке в Гельсигфорсе – было принято решение перебазировать флот в Кронштадт. Этой операцией руководил кадровый морской офицер, потомственный дворянин, перешедший на сторону большевиков, капитан первого ранга Алексей Щастный.

Первый конвой состоял из четырех линкоров и трех крейсеров; фарватер для них пробивали два ледокола. Второй отряд вышел в поход 4 апреля, когда немцы высадились на полуострове Ханко. Два линкора, два крейсера, две подводных лодки. Таким образом, основные боевые силы флота удалось спасти.

Для всех, кто имел к этой операции непосредственное отношение, было понятно, что успех стал возможен во многом благодаря решительным и грамотным действиям капитана Щастного. Он был назначен начальником Морских сил Балтийского моря, и уже в этом качестве осуществил третий поход, самый многочисленный – 45 эсминцев, 6 тральщиков, 81 вспомогательное судно.

Сам Щастный покинул Гельсингфорс на последнем боевом судне – штабном корабле "Кречет". Авторитет капитана был велик. А главное, очевидностью стало значение военной квалификации, опыта и мастерства кадровых офицеров. То есть позиции военспецов, которых в тот момент активно привлекал к сотрудничеству Троцкий, укрепились. Но, оказывается, именно это было для большевистского руководства угрозой, пожалуй, не меньшей, чем действия германской армии и флота.

Уже в мае того же года Щастный был арестован, причем по личному приказу Троцкого. Обвинен в измене. Щастный стал одной из первых жертв восстановленной большевиками смертной казни. 21 июня его расстреляли за "контрреволюционные действия". Фактически, Щастный поплатился за собственное усердие, исполнительность, чувство долга, понятие чести и патриотизм. Потому что единственный обвинитель на суде – а им был сам Троцкий – оперировал только облыжными общими фразами: "Щастный настойчиво углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Офицерство – из минной дивизии флота – открыто поддерживало Щастного на роль диктатора флота".

Что ж, не исключено, что Щастный давал оценки уровня профессиональной подготовки большевистских комиссаров и, в частности, того же Троцкого как наркомвоенмора. Устранение Щастного было мерой превентивной, наперед, чтобы другим неповадно было. И этот цинизм был отражен в формулировке обвинительного приговора: "Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти".

Другими словами, капитана расстреляли за спасение Балтийского флота.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация