Картинка

Уроки истории ВЧК даёт бой московским анархистам

12 апреля 2018, 06:00

Персоны

В этот день – 12 апреля 1918 года – в Москве было неспокойно. Слышалась ружейная стрельба, разрывы гранат. В городе шли настоящие бои на Поварской, Донской улицах, Малой Дмитровке. Отряды ВЧК и Красной гвардии штурмовали здания, в основном элитные особняки, в которых располагались вооруженные отряды анархистов. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

В Москве в тот момент насчитывалось около 2 тысяч анархистов-боевиков. Вынесенные на авансцену в дни революции, они фактически стали превращаться в бандитские формирование. Грабежи, контроль над игорным бизнесом, захват зданий, имущества, торговля оружием и наркотиками. Криминогенная обстановка в Москве стала крайне тяжелой. Обнаглевшие анархисты стали сплошь и рядом выдавать себя за чекистов, одевались в кожанки и, действуя по подложным документам, проводили грабежи и реквизиции. В частности, ими был угнан автомобиль руководителя американской миссии Красного Креста в России.

Непосредственным поводом для проведения спецоперации стало происшествие в чайной "Отрада". Группа сотрудников ЧК, пришедшая туда, подверглась нападению со стороны завсегдатаев; был убит чекист-самокатчик Гноевой. На Малой Дмитровке у анархистов был уже целый укрепленный район. Кроме того, Арбат, Мясницкая, Софийская набережная.

Понятно, что обстановка и убранство элитных особняков приводились в негодность. Впечатляющие воспоминания об этом оставил британский военный атташе Локкарт: "Следы крови и грязи на бесценных коврах. Старинные картины изрезаны саблями. Все кругом разбито. Нет сомнений, что это – дело рук преступного элемента, выпущенного Революцией на свободу".

Показательно, что эти наблюдения Локкарт сделал во время обхода помещений после их штурма чекистами. В сопровождении видного комиссара ЧК Петерса. Кроме него, руководителем этой операции был еще один известный комиссар Мальков, впоследствии – комендант Кремля. Он вспоминал, как отряд латышских стрелков, штурмуя особняк на Малой Дмитровке, столкнулся с плотным пулеметным огнем.

По разным оценкам, в тот день были убиты около 500 анархистов-членов вооруженных банд. Порядка 400 были взяты в плен. По утверждению газет того времени, около четверти из них были тут же освобождены. С другой стороны, есть свидетельство обратного рода – о быстром и скором суде, то бишь расстреле арестованных анархистов на месте.

Что касается социального облика анархистов, газета "Правда" писала: "Состав весьма разношерстный – много женщин и подростков в форме различных учебных заведений. Отмечен целый ряд лиц с громким уголовным прошлым".

Как видим, главная большевистская газета, в отличие от своих оппонентов, представляет анархистов не как компанию социально близких элементов, а наоборот, указывает на мелкобуржуазный, обывательский слой. В любом случае, позитивный эффект от этой спецоперации был налицо. Общественность приветствовала наведение порядка, хотя бы и столь жестокими методами. Показательно, что Феликс Эдмундович Дзержинский вступил в те дни в публичное обсуждение масштабов и последствий этой операции. В интервью меньшевистской газете "Вперед" он заявлял: "За нами числится не 126, как пишет ваша газета, а всего 66 человек – анархистов. И сидят они не в подвале, как пишите, а в сухом хорошем помещении. Все они допрошены и всем им предъявлены обвинения".

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация