Уроки истории Кофе, какао и деликатесы: привилегии Дзержинского на каторге

9 июня 2018, 07:19

В этот день – 9-го июня 1918 года – жители среднего и нижнего Поволжья были ознакомлены с Общим уставом поволжского комиссариата по делам национальностей. Документ за подписью наркома по делам национальностей Иосифа Сталина. В нем говорилось, что комиссариат отныне является идейным центром социалистической работы среди немецкого трудового населения, содействует объединению трудовых масс немцев-колонистов, "принимая в соображения условия языка, нравы и обычаи и при наличии высказанных пожеланий к такому объединению со стороны немецких советов". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".

Документ увидел свет в обстоятельствах, когда политическая ситуация в Поволжье, и далее на Восток, обострялась. Вскоре там возникнут антисоветские правительства, в частности, Комуч – комитет членов учредительного собрания. Рекомендательный тон документа указывает на попытку советской власти заручиться поддержкой со стороны немцев Поволжья.

Еще один видный деятель большевистской партии – Феликс Дзержинский – оказался в тот момент в центре внимания. Председатель ВЧК опубликовал в газете "Известия" письмо следующего содержания: "В газете "Анархист" от 18-го мая сего года опубликована статья "Будем готовы", в которой автор пишет обо мне, что я, отбывая каторгу в Александровском централе, пользовался большими недопустимыми для искреннего революционера привилегиями, находился на особом счету у администрации. Фактически содержался на положении "скрывающегося". А "скрывающиеся" (уточнял Дзержинский в своем письме в "Известия") – это доносчики и провокаторы, которые нетерпимы в общих камерах. Автор утверждает, что я (Дзержинский) при проверке заключенных ходил сбоку начальства, записывал просьбы и заявления арестантов, позволяя себе подавать свои реплики. И за это имел свидания с родственниками вне очереди, выписывал себе кофе, какао и другие деликатесы. Арестанты ненавидели Дзержинского и если встретили бы – то ему бы несдобровать". "Конечно, – писал Дзержинский в письме "Известиям", – все это вымысел, и я не отвлекал бы вашего внимания, товарищи, если бы эти нападки имели целью очернить меня лично. Клеветники желают таким путем очернить учреждение, председателем которого я состою, и советскую власть, поставившую меня на такой ответственный пост. Поэтому я прошу возбудить следствие и привлечь к ответственности клеветников".

Газета "Анархия" была органом и политическим, и художественно-интеллектуальным. В нем публиковали свои статьи известные деятели русского авангарда Малевич, Родченко, Татлин. В апреле после спецоперации московского ЧК по ликвидации опорных вооруженных центров анархистов в столице газета была закрыта. Кстати, члены редколлегии "Анархии" – братья Гордины, Бармаш, Черный, они же руководители анархических групп в Москве – занимали тогда 26 особняков в центре столицы, среди них – здание купеческого клуба – будущего колонного зала Дома Союзов.

В мае 1918 года газета "Анархия" возобновила свою работу, и тут же опубликовала, как видим, скандальную информацию, опиравшуюся на свидетельства анархистов, отбывавших вместе с Дзержинским каторгу в дореволюционное время. Показательно, что Феликс Эдмундович решил ответить на прозвучавшие в его адрес обвинения через газету, снабдив свое письмо подробной информацией о том, где и когда он находился под арестом или отбывал тюремное наказание, а также, откуда и когда бежал из заключения.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация