Уроки истории "Варяг" погиб, и на этот раз – навсегда!"
Персоны
В этот день – 14-го июня 1918 года – в России были получены известия о гибели легендарного крейсера "Варяг". Газета "Заря России" писала: "Снова, как 14 лет назад, приходится писать эти строки. По полученным сведениям, 5-го июня сего года утром в Ирландском море, между Ливерпулем и Глазго потоплен миной русский крейсер "Варяг" с английской командой. Он погиб, и на этот раз – навсегда". Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Прервем цитату, чтобы напомнить: построенный в 1901 году на американской верфи в Филадельфии четерехпалубный красавец крейсер считался самым быстроходном, самым оснащенным военным кораблем в мире. Достаточно сказать, что все помещения, рубки и боевые части корабля были снабжены внутренней телефонной связью.
26 января 1904 года крейсер вместе с канонгерской лодкой "Кореец" был блокирован, а затем атакован японской эскадрой в составе 6 крейсеров на рейде порта Чемульпо в Корее. Приняв неравный бой, экипаж корабля сражался до последнего. Командир корабля капитан Руднев отверг предложения о сдаче, предпочел взорвать и затопить судно.
В 1905 году японцы подняли "Варяг", лежавший на мелководье, отремонтировали и включили в состав своего военно-морского флота под названием "Соя". Спустя 10 лет, с началом Первой мировой войны, в которой Россия и Япония уже выступали как союзники по Антанте, Россия выкупила корабль, он был переведен во Владивосток. А в 1916 году совершил переход с Дальнего Востока в Романов-на-Мурмане (ныне – Мурманск).
В феврале 1917 года "Варяг" ушел на ремонт в Великобританию. А вот дальше – продолжим цитату из "Зари России": "У берегов Англии крейсер застала революция. Далее судьба его для нас теряется, и вот лишь теперь мы читаем о его гибели в Ирландском море. Гибель с чужой командой и, вероятно, под чужим флагом. Но настанет время, когда вновь, как раньше, в переулках и дворах городов России шарманки начнут наигрывать тоскливый мотив "Варяга", в глазах бесхитростных слушателей будут навертываться слезы при мысли о безвременной гибели гордости русского флота".
Самое странное, что во всех общедоступных источниках датой гибели "Варяга" в Ирландском море называется 1920 год. И тогда объяснимо, что корабль был к тому времени в собственности англичан, потому что к тому времени советское правительство, отказавшись от всех царских долгов, что означало потерю заодно и всей российской собственности, недвижимости, активов, в том числе и кораблей.
Сообщается, что англичане в 1925 году продали "Варяг" на металлолом немцам, и только при отбуксировании крейсера в германский порт произошло крушение, и было это в Ирландском море. И тогда всё сходится – и чужая команда, и чужой флаг. Но это все правильно для середины 20-х годов, но не для 1918 года – когда никаких выше названных решений и выводов еще не последовало. И получается, что статья в "Заре России" – это удивительное пророчество, которому только предстоит сбыться.
На самом деле верно и то, и другое. Корабль в июне 1918 года потерпел аварию, был вынесен на мелководье у берегов Шотландии в Ирландском море. О чем и было сообщено. Просто у агонии "Варяга" был, что называется, и второй акт – то, что произошло с ним в 1920 и 1925 годах.