Уроки истории Молчаливая расправа над князьями Романовыми
Персоны
В этот день сто лет назад – 24-го июля 1918 года – "Красная газета" сообщила подробности "похищения великих князей", содержавшихся под арестом на Алапаевском заводе в Пермской губернии. Конечно, это была дезинформация и даже мистификация. Но очень показательная. Общественное мнение решено было поддерживать в иллюзии, что внесудебные расправы над членами императорской фамилии как минимум не носят масштабного характера. Так, сообщалось о расстреле царя Николая Второго, но о столь же трагическом участии, постигшем всю его семью, умалчивали. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
А про алапаевских мучеников и вовсе писали какую-то циничную белиберду: "Вначале князья Романовы жили в городе Екатеринбурге, где их держали довольно свободно. Они гуляли по городу, водили знакомства, пели на клиросе, флиртовали с девицами, а по пути шушукались с белогвардейцами. Затем они были переведены в Алапаевск, но и там не стеснялись. Скоро охрана стала замечать подозрительные приготовления Романовых. Одно из донесений охраны гласит, что после бегства все вещи в квартире Романовых были упакованы, и все было готово к отъезду".
У лжи короткие ноги. И даже в этом описании, призванном доказать побег, не сходится главное: если готовились к побегу и осуществили его, то почему вещи оставили как улику подготовки побега? Где логика?! На самом деле, великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова великого князя Сергея Александровича, и еще пять великих князей дома Романовых были уже зверски убиты, а их тела сброшены в ствол шахты Нижне-Селимского рудника в 18 километрах от Алапаевска.
Вообще, дезинформация становилась частью информационного процесса. Задним числом большевистская печать пыталась дезавуировать и смысл, и содержание событий лета 1917 года. Так, "Известия" в тот день сообщали, что при обыске на квартире бывшего министра юстиции Временного правительства Переверзева были обнаружены документы, содержащие "историю опубликования знаменитых материалов по делу о восстании большевиков 3 и 5 июля 1917 года".
Речь о первой серьезной попытке большевиков захватить власть путем организации массовой манифестации в Петрограде. Тогда на улицу вышли тысячи солдат столичного гарнизона с оружием в руках. Замысел состоял в том, что в Петрограде не найдется силы, готовой реально противостоять пресловутому "человеку с ружьем". И лозунг "Вся власть советам" будет реализован, что называется, явочным порядком – путем, так сказать, мирного захвата, но при угрозе применения оружия. Этой цели добиться не удалось. Полиция, отряды офицеров и юнкеров оказали вооруженное сопротивление бунтовщикам, а те, как выяснилось, были не готовы встретить сопротивление. Демонстрантам, хотя и вооруженным, не удалось овладеть государственными или военными учреждениями в столице. Наоборот, наиболее активные участники, революционные матросы Центробалта, вынуждены были занять оборону, укрылись за стенами Петропавловской крепости. С ними вели переговоры об отправке обратно в Кронштадт. В поисках компромисса участвовал тогда Иосиф Сталин, будучи посредником между Петросоветом и временным правительством. Вооруженный конфликт тогда удалось предотвратить.
В отмену этой еще свежей в памяти истории "Известия" год спустя сообщали: "Материалы, обнаруженные при обыске, были сфабрикованы за 60 тысяч рублей бывшим полицейским, судимым за подлог, шпионом немецкого штаба Ермоленко и свидетелем в процессе Бейлиса – Кушнером". Никаких деталей, никаких, собственно, документов. Как говорится, верьте слову.