Уроки истории История строительства Беломорканала

2 августа 2018, 11:52

Персоны

85 лет назад, 2 августа 1933 года, состоялось торжественное открытие Беломорско-Балтийского канала – первого крупного объекта, сооруженного в СССР с использованием труда заключенных и спецпоселенцев. Об истории строительства Беломорканала – обозреватель "Вестей ФМ", историк Андрей Светенко.

Первые замыслы сооружения канала, связывающего Онежское озеро с Белым морем, возникли еще в середине XVIII века. Но из-за отсутствия средств и технических возможностей их не реализовали. Не был осуществлен и проект, предложенный в 1900 году, предпочтение было отдано сооружению железнодорожных веток к Мурманску и Архангельску.

При советской власти в годы НЭПа был подготовлен еще один проект, но окончательное решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 5 мая 1930 года.

Новый проект был создан группой инженеров-заключенных, и строительство решено было вести силами заключенных, для чего создан специальный исправительно-трудовой лагерь – Белбалтлаг. В 1932 году в нем находилось 108 тысяч заключенных. Кроме того, использовался труд спецпоселенцев из числа крестьян, раскулаченных в ходе коллективизации. Именно на строительстве Беломорканала появилось в ходу ставшее легендарным слово "зек" – это была аббревиатура ("зэ" "ка") из официального лексикона – "заключенный каналоармеец". Дело в том, что в тот момент идеологической задачей власти было трудовое перевоспитание заключенных, именно в этом состояла цель их принуждения к общественно-полезному, а кроме этого – бесплатному труду.

В этой связи строительство канала освещалось в печати, документальном кино. Действительно, имели место попытки обустроить быт и создать "зекам" сносные условия труда. Однако только по данным официальной статистики, за два года на строительстве канала умерли 12 тысяч 318 человек. По данным новейших исследований, число погибших оценивается в 25 тысяч человек.

Руководил строительством Генрих Ягода. Впрочем, и все другие ключевые должности на строительстве занимали сотрудники спецслужб – Эдуард Сенкевич, Лазарь Коган, Нафталий Френкель.

Работы были проведены в рекордно короткий срок. Уже в конце июня 1933 года по трассе канала прошел пароход "Чекист", вскоре после этого Иосиф Сталин вместе с Климентом Ворошиловым и Сергеем Кировым совершили прогулку на катере по новому водному пути. Торжественное открытие Беломорканала общей протяженностью 227 километров, 19 шлюзами состоялось 2 августа 1933 года.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация