Диапозитив Каспийские вопросы НАТО не касаются
Персоны
Соглашение по Каспийскому морю и атаку США на турецкую лиру и российский рубль в эфире "Вестей ФМ" обсуждают Алексей Мартынов и Ольга Подолян.
ПОДОЛЯН: Соглашение о статусе Каспийского моря, вот эта конвенция – на ваш взгляд, в чем действительно исторический смысл, что она меняет в дальнейшем?
МАРТЫНОВ: Во-первых, безусловно, событие историческое. Я напомню нашим радиослушателям, что больше 20 лет шли переговоры по этому поводу, точнее, 22 года, как возникла идея, что нужно определенным образом регламентировать деятельность в Каспийском бассейне. Вот страны, которые имеют побережье Каспийского моря – этого самого большого в мире озера на самом деле, потому что оно не имеет связи с мировым океаном, но оно слишком большое, чтобы озером просто называть.
ПОДОЛЯН: Это же одна из ключевых вещей статуса.
МАРТЫНОВ: 22 года. Ну и, кстати сказать, слава богу. Почему? Потому что, на мой взгляд, одно из самых важных положений этой уже принятой, подписанной на днях конвенции – это то, что регион Каспийского моря объявлен демилитаризованной зоной для стран, которые имеют побережье Каспийского моря. Что это значит? Это значит, что никакие другие военные, военнослужащие, военные объекты каких-либо третьих стран, кроме стран вот этой "Каспийской пятерки", не могут дислоцироваться в Каспийском регионе, не могут иметь флот, не могут там присутствовать и так далее. Это, безусловно, самое, наверное, серьезное положение этой конвенции. Это о том, что безопасность Каспийского региона обеспечивают страны "Большой каспийской пятерки". Это о том, что имеющиеся в Каспийском регионе конфликты и противоречия будут уходить в сторону, а в перспективе надолго установится мир и безопасное развитие всех стран "Каспийской пятерки".
ПОДОЛЯН: Сейчас приходят сообщения по лентам информагентств. Сергей Лавров разъясняет эту ситуацию, отвечает на вопросы журналистов. "Конвенция по Каспию создала уникальный базис для решения всех вопросов. Решающее значение в том, что эта конвенция определила правой статус Каспия, она заложила основу для окончательного согласования пока еще нерешенных вопросов, включая делимитацию воды и недр. Второе значение этой конвенции в том, что теперь у нас есть абсолютно универсальный базис для рассмотрения любых вопросов сотрудничества на Каспии", – это заявление Сергея Лаврова.
МАРТЫНОВ: Совершенно точно. Все эти вопросы, связанные с развитием Каспийского региона, будут решаться и обсуждаться коллегиально "Большой каспийской пятеркой" без каких-либо дополнительных участников, менторов, военных типа НАТО или США. Мы знаем, что за это время, за эти 22 года, было предпринято несколько серьезных попыток со стороны наших "американских партнеров" закрепиться военным образом на Каспии через разные каспийские страны.
ПОДОЛЯН: Ну, они заходили с разных сторон…
МАРТЫНОВ: В последнее время такая интенсивная попытка была совсем недавно, в этом году – через Казахстан. Слава богу, им этого не удалось сделать, хотя давление на Казахстан, на казахстанских лидеров было очень высоко, очень велико, тем не менее, удалось это дело все не допустить.
Полностью слушайте в аудиоверсии.