Диапозитив Сербов с детских лет учат, что на небе – Бог, а на земле – Россия
Персоны
Визит Владимира Путина в Белград. Как рассказал собкор "Вестей ФМ" Валерий Санфиров, с Сербией подписан "договор о намерениях".
В студии – директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
Ведущий – Владимир Аверин.
АВЕРИН: Почему такое пристальное внимание к двусторонним отношениям маленькой, в общем-то, Сербии, балканской страны, и Российской Федерации?
МАРТЫНОВ: Во-первых, это про то, что один из ведущих мировых политиков, которым, безусловно, является Владимир Путин, совершает визит в одну из европейских стран. Я имею в виду, один из первых политиков мира, один из самых влиятельных на сегодняшний день – это признают все, в том числе и наши отъявленные оппоненты. Поэтому такое внимание. Собственно, отношения России и Сербии носят глубокий исторический контекст, и это гораздо глубже, чем текущие двусторонние отношения.
АВЕРИН: Но вот здесь я бы тоже уточнил, потому что, скажем, есть глубокие исторические связи с Болгарией, а таких отношений – нет.
МАРТЫНОВ: И не было никогда! Даже в советский период.
АВЕРИН: И все равно, с целым рядом еще каких-то стран есть как будто бы корни, которые связывают на протяжении веков, но тем не менее есть какая-то странная магия отношений именно Белграда и Москвы!
МАРТЫНОВ: В сербских школах с раннего детства детей учат, что на небе Бог, а на земле – Россия! И не потому, что это какой-то элемент пропаганды и так далее – они так чувствуют, они так живут, это такое мировоззрение, мироощущение сербов, что они – часть великого целого через духовную близость, через религиозный аспект. Кстати, сербы – очень религиозные люди, для них это – очень важно!
АВЕРИН: И тогда – фраза, которая прозвучала у Валерия Санфирова: "Конечно же, скорее, это помощь, чем равноправное сотрудничество".
МАРТЫНОВ: Я бы так тоже вопрос не ставил! И помощь – тоже, но ведь сотрудничество не только в деньгах меряется! Здесь тоже важно понимать, что Сербия для нас – это важнейший союзник в Европе в полном смысле этого слова! Страна-союзник! Не государство-союзник, а страна–союзник! То есть когда практически 100 процентов населения разделяют позицию государства в этом вопросе. И не обязательно какой-то взаимовыгодный экономический эффект искать в двусторонних отношениях, хотя он тоже имеет место быть! Но много и политического в этом во всем – я имею в виду взаимодействие, и, конечно, для нас это – очень важный фронт!
Полностью слушайте в аудиоверсии.