Диапозитив Идея Соединённых Штатов Европы с треском провалилась
Персоны
9 мая может стать государственным праздником для всего Евросоюза. Речь идет не о Дне Победы, который в странах ЕС традиционно отмечается 8 мая, а о Дне Европы. Авторы инициативы считают, что объявление Дня Европы общеевропейским праздником поможет созданию идентичности Старого Света. Праздник должен напомнить о "европейской идее". Она начиналась, как пишет пресса, с речи министра иностранных дел Франции Робера Шумана о создании Союза угля и стали, произнесенной 9 мая 1950 года. Эту и другие темы в эфире "Вестей ФМ" обсуждают Владимир Аверин и директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
МАРТЫНОВ: Строго говоря, ведь существует День Европы, но не как выходной день, как сегодня европарламентарии хотят сделать, а как некая дата, и, кстати сказать, не 9 мая, а 5 мая. Ну, не то, что он празднуется, ну, так, отмечается, не широко, но он есть. Другое дело, что 9 мая, действительно, считается началом или учреждением Союза угля и стали, который стал прообразом сперва Бенилюкса, а потом и Европейского Союза. Но здесь важно, мне кажется, отметить, что Союз угля и стали так же, как и Бенилюкс, так же, как и Европейский Союз, изначально это союзы сугубо экономические.
АВЕРИН: Да.
МАРТЫНОВ: Союз угля и стали, по сути, вырос из Плана Маршалла по восстановлению, ну, в первую очередь Германии, вообще, европейского хозяйства после разрушений Второй мировой войны.
АВЕРИН: В известной степени это картель, но только международный.
МАРТЫНОВ: Конечно. Просто выгодно! Ну, вот международный, это вот там сперва Бенилюкс, да? То есть Бельгия, Люксембург, Нидерланды.
АВЕРИН: Шуман обращался ещё, естественно, к немцам, к Западной Германии, к Франции и Италии. Да, ну, вот, собственно, они и организовали этот самый ЕОУС – наднациональную систему.
МАРТЫНОВ: Вот! Да, и потом возник, так сказать, Европейский Союз, вот на базе, скажем, Бенилюкса. Ну, то есть как модели, понравилось…
АВЕРИН: Вопрос-то в другом. Это дела, что называется, давно ушедших дней. Почему сегодня возникает такая необходимость? Почему сегодня этот день нужно вообще как-то выделять, для чего?
МАРТЫНОВ: Да-да-да. Так вот я продолжу мысль, что сугубо экономические такие вещи, которые действительно сыграли очень серьёзную роль на каждом этапе развития внутриевропейских экономических в первую очередь отношений: поднятия хозяйства, улучшения инфраструктуры и так далее. Так сказать, возникновения вот того самого европейского стандарта уровня жизни, это же тоже про это. Но, к сожалению, на определённом этапе, где-то начиная с начала нулевых годов, Евросоюз начал внутри себя превращаться усилиями евробюрократов в союз политический.
АВЕРИН: Прежде всего.
МАРТЫНОВ: Была попытка создания Соединённых Штатов Европы. Она провалилась. Провалилась с треском. Помнишь, как везде по разнарядке голосовалась эта общеевропейская конституция, должен был быть президент Европы, должны были быть там исполнительная и законодательная власть Европы. Но законодатели вроде появились в виде европейского парламента, но он тоже носит такую достаточно декоративную функцию, ну, утверждая, по сути, все решения, которые принимает Европейская комиссия. И о несколько старых стран Европы эта затея разбилась. То есть просто отказались граждане, провалили референдум по принятию этой общеевропейской конституции.
Также в программе:
вмешательство американского посла в Польше в медийную полиику этой страны.
Полностью слушайте в аудиоверсии.