Диапозитив Великобритании придётся дрейфовать к тоталитаризму
Персоны
Судьба Brexit решится на саммите ЕС. Посла США Ричарда Гренелла предлагают выгнать из Германии из-за критики немецкого военного бюджета. Выставка советского искусства открылась в Париже. В студии "Вестей ФМ" директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов и ведущий Владимир Аверин.
МАРТЫНОВ: Сегодняшний Европейский союз сильно напоминает вывернутый наизнанку поздний Советский Союз. Очень сильно напоминает и методами, и, если хочешь, политической импотенцией политиков, которые по разным причинам, исходя из своих собственных шкурных интересов, своей собственной карьеры, что ли, не хотят или не могут решить этот не сильно сложный вопрос. Он, конечно, сложный, в смысле – он объемный, но он не сложный с точки зрения политической логики.
Вот смотрите. Член Европейского союза: референдум, мы выходим, 2 года мы обсуждаем, как мы это будем делать, – чисто технология, то есть, как нам разделить наши хозяйства, экономику, какие-то связи, что-то сохранить, что-то переоформить. 2 года – это много. Если вот этим заниматься два года целенаправленно… А понятно, что и в Британии, и в Европейском союзе целая армия чиновников, и часть из них только этим и занималась, и в результате, ни к чему не пришли.
АВЕРИН: У меня такое ощущение, если Великобритания решилась на этот выход, и главный камень преткновения все равно Северная Ирландия, как ни крути, тогда уже надо было понимать, что придется чем-то жертвовать.
МАРТЫНОВ: Конечно.
АВЕРИН: Например, выход, но при этом Северная Ирландия остается в статусе самостоятельной территории.
МАРТЫНОВ: Конечно, там много чего. Шотландия сразу заявила: вы знаете, мы тут посчитали, что в Шотландии, если посмотреть голосование по Brexit, оно как раз наоборот, поэтому мы бы хотели остаться в Европейском союзе. И снова поднялся вопрос о независимости Шотландии, но уже под таким углом. Поэтому, конечно, естественно, много вопросов. И если уж вы действительно хотите отделиться, то нужно чем-то и жертвовать, я согласен.
АВЕРИН: Британская пресса пишет еще о возможном демографическом последствии этого выхода, если он состоится, если он состоится еще в такой форме, сейчас все к этому идет – без соглашения, то ожидается мощный отток населения, прежде всего из Шотландии, из Северной Ирландии.
МАРТЫНОВ: Туда, где удобнее.
АВЕРИН: Они уедут.
МАРТЫНОВ: Так они, допустим, мигрировали в поисках лучшей жизни в центр – в Лондон, в какие-то другие крупные промышленные и экономические центры, а теперь они будут просто уезжать дальше на материк и все.
АВЕРИН: Конечно. И вот об этом, о демографическом факторе, я в течение двух лет не читал. Видимо, там после эйфории, с одной стороны, у одного лагеря и какой-то депрессии у другого, как-то за 2 года уже люди примерно привыкают и начинают действительно заниматься просто прогнозами на основе исследований.
МАРТЫНОВ: Да, но в любом случае привычного образа жизни уже не будет. Чтобы сохранить в том числе население и сохранить какие-то экономические показатели, условия, очевидно, должен ужесточаться режим, понимаешь, вот в таких обстоятельствах. Ужесточение режима – это явно закручивание гаек, это явно урезание свобод, это явно такой дрейф в тоталитарную историю.
Полностью слушайте в аудиоверсии.