Русский музей Из архитектурной истории Строгановского дворца

13 июля 2018, 19:46

Сегодня мы продолжим разговор об архитектурной истории одного из самых известных дворцов Невского проспекта – Строгановском. Больше четверти века назад дворец вошел в состав Русского музея. И началось возрождение его облика и исследование истории. С 1991 года со Строгановским дворцом связана жизнь и научная деятельность Сергея Кузнецова. Здесь он стал доктором наук, автором нескольких книг о роде Строгановых.

Недавно вышла в свет собранная им архитектурная история дворца на углу Невского проспекта и Мойки. В доме жили шесть поколений Строгановых. И согласно их вкусам, требованиям времени и потребностям семьи преобразовывали планы и убранство архитекторы от Растрелли до Месмахера. Неприкосновенной родовой святыней был Большой зал, где живописный плафон работы Валериани содержал философское завещание барона Сергея Григорьевича Строганова своему сыну Александру Сергеевичу. Президенту Академии художеств, директору императорской публичной библиотеки и создателю Казанского собора.

Строгановский дворец архитектор Растрелли строил в то же время, что и создавал Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны. Уроженец Флоренции, Растрелли приехал в Петербург после 15 лет жизни во Франции, изучив имперский стиль Вены. Отсюда особое решение курдонера дворца для «соляных баронов», не связанного с парковым ансамблем, как это было в загородных усадьбах.

В доме жили шесть поколений Строгановых. Три имени чередовались чаще всего: Сергей, Александр и Григорий. И в семье было понятное желание вырастить второго Александра Сергеевича в память о предке – президенте Академии художеств. Но, увы, Александр Сергеевич младший унаследовал от предка только умение делать карточные долги. Он него даже не осталось живописного портрета. Строгановых писали знаменитые художники....

Книга, вокруг которой сегодня идет разговор о Строгановском дворце Русского музея, называется "Архитектурная история". И в ней представлены детали интерьеров (многие вообще впервые). Обмерные чертежи внутренних комнат. Все годы реставрации Сергей Кузнецов сам снимал все, что открывалось специалистом. И постепенно все четче проступала архитектурная канва от Растрелли и Воронихина и далее в XIX век.

Мне очень нравится наблюдать, как неторопливы и внимательны посетители Строгановского. Переходя из одного интерьера в другой, кто-то возвращается, желая уточнить впечатление. Такое редко возможно летом в переполненных эрмитажных залах.

В Строгановский дворец, если есть возможность, лучше приходить дважды: сначала посмотреть все, что связано с Александром Сергеевичем Строгановым, а затем – более позднюю историю.

Большой зал – сердце Строгановского дворца, как, впрочем, и Картинная галерея, знаменитые Библиотека и Физический и Минеральный кабинет Александра Строганова, затем гостиные в разных архитектурных стилях, совсем особая Арабесковая, Зал Гюбера Робера, Греческая комната, малая библиотека или кабинет графики Софьи Владимировны Строгановой, большой и малый кабинеты графа Сергея Григорьевича Строганова.

В рассказе Сергея Кузнецова – заведующего сектором изучения истории Строгановского дворца Русского музея прозвучало название «Лестница поцелуев». Оно потянуло за собой рассказ об уникальной школе менеджмента, когда Строгановы учили в Европе своих талантливых крепостных. Об этом – в следующих выпусках...

У микрофона была Анна Всемирнова

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация