Русский музей Александр III. Император и коллекционер
Персоны
175-летие со дня рождения императора Александра III отметили установкой закладного камня на месте памятника, который появится в Арсенальном каре Большого Гатчинского дворца – его любимой загородной резиденции.
В военно-историческом музее артиллерии развернута выставка, рассказывающая о военных страницах жизни царя-миротворца. Формы одежды, солдатского и офицерского снаряжения, награды – это более привычный рассказ об эпохе Александра III.
В своих «Записках моряка-художника» Алексей Петрович Боголюбов замечает, что 20-летний цесаревич стал «сперва покупать античное серебро, стекло. Фарфор, и незаметно перешел к мебели, гобеленам и картинам сперва датских художников, а потом пристрастился к новому искусству. И в короткое время сделался своеобразным, но метким ценителем картин и всего художественного.»
Выставку открывает портрет великого князя Александра Александровича в кабинете Аничкова дворца. Еще при императоре Николае I в Гатчинском дворце была создана Китайская галерея, наполненная восточными изделиями. На вкус великого князя мог влиять Александр Половцов. Государственный секретарь был известным коллекционером и консультировал Александра Александровича, хотя и ворчал временами на посредственность некоторых вещиц, приобретенных вне его советов. Кабинет Александра Александровича изобиловал предметами из перегородчатой эмали на бронзе. Специалисты считают, что в коллекции Александра III встречались вещи из китайских императорских собраний.
Особой любовью был и фарфор. Александру III принадлежит идея создать в Зимнем дворце фарфоровый “музеум” – условная экспозиция, для которой из кладовых были вытащены «старый севр» и «старый сакс». И русский фарфор Елизаветинского времени. Он стал спасителем Императорского фарфорового завода, затеяв его техническое переоснащение. По указанию императора подарочные фарфоровые изделия начали изготавливать в двух экземплярах, непременно один оставляя в заводском музее.
Отдельная история – миротворческая деятельность императора во взаимоотношении с Академией художеств и художниками-передвижниками. Он поддерживал передвижников, которые считали: нельзя заботы ограничивать одним Петербургом. Распространение искусства по России – есть дело государственной важности. С 1882 года регулярно посещал выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Но поддерживая передвижников (им было отказано в академических залах), Александр III не хотел умаления роли Академии художеств.
Назначив нового конференц-секретаря графа Ивана Толстого, император поставил перед ним задачу реформировать Академию, поднять, позвать передвижников и школы в провинции открыть. Поддерживая передвижников, император, покупал картины на выставках, и самое главное, давал художникам заказы. Крамскому – расписывать храм Александра Невского в Копенгагене, Маковскому – в Борках, на месте крушения поезда, Васнецову – росписи Владимирского Собора в Киеве. Попросил Савицкого и Поленова обратиться к событиям русско-турецкой войны 1877-78 годов...
Репин по заказу Министерства Двора писал многофигурное полотно "Прием волостных старшин императором Александром III". Император желал быть первым покупателем, но и запретил к показу две работы Николя Ге с изображением Христа, хотя сам не всегда считался с мнением цензурного комитета.
Многие посетители, отзываясь о выставке, отметили раздел, посвященный произведениям Александра III, Марии Федоровны и их детей из Государственного Архива: акварели и даже работы маслом Марии Федоровны. Наставник в занятиях Алексей Петрович Боголюбов с самого начала отметил хорошую подготовку в рисунке молодой супруги великого князя. Она усердно рисовала акварелью, быстро овладела колоритом и вкусом к краскам и хорошо понимала особенности их смешивания.
Рассматривая парадные портреты великого князя и императора кисти Крамского, Серова и других художников, невольно рисуешь картину их встречи. В мастерских по воспоминаниям Репина, Александр III был человеком далеко не суровым, простым в обращении, с мягким, располагающим тембром голоса. Трагедия в Борках, как известно, сказалась на здоровье императора.
Завершая разговор о выставке «Александр III. Император и коллекционер», напомним известное высказывание Александра Бенуа о его эпохе: «Его слишком кратковременное царствование было в общем чрезвычайно значительным и благотворным. Оно подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись ещё при нём, продлился затем в течение всего царствования Николая II».
Подготовила и провела программу Анна Всемирнова.