Русский музей Выставка "К берегам Антарктиды и Арктики"
Русский музей уже обращался к истории открытия Антарктиды. В 2013 году в Михайловском замке публике были представлены около ста рисунков и акварелей художника Павла Михайлова – уникальная коллекция графических работ художника в собрании Русского музея. Выпускник Академии Художеств, 33 –летний академик стал участником кругосветного плавания шлюпов «Мирный» и «Восток» в 1819–1821 году.
Художника снабдили подробной инструкцией Академия художеств и Морское ведомство: "чтобы все представляемое было самым верным изображением видимого Вами. По сей причине Вы отнюдь не должны ничего рисовать по одной памяти. И виденное не дополнять или украшать воображением".
В Копенгагене к экспедиции должны были присоединиться два европейца-натуралиста и хороших рисовальщика, но в самый последний момент они отказались от рискованного похода в далёкое и неизведанное Южное полярное море. Вся нагрузка необходимых зарисовок для науки легла на Павла Михайлова. Вот эти документальные зарисовки и представлены нынче зрителям. Небольшой рисунок, датированный 17 января 1821 года – важнейший исторический документ, представляющий берег материковой части ледового континента (он получил название берега Александра I). Это – изображение только что открытой Антарктиды. Труд художника в течение почти двухлетнего плавания был отмечен и тем, что в его честь был назван остров.
Можно увидеть и зарисовки Михайлова к портрету Беллинсгаузена, и автопортрет художника времен антарктической экспедиции. Тяжелейшие условия плавания, возможно, и сказались на здоровье, прожил Павел Николаевич Михайлов всего 54 года. После открытия Антарктиды мореплаватели обратились к другим – арктическим берегам. Новая Земля. 1837 год – экспедиция Карла Бэра – знаменитого естествоиспытателя, академика Академии художеств. Публикации альбома Карла Бэра вдохновляли художников. К концу XIX века художник Александр Борисов составил первый художественный атлас арктических островов.
Помимо Новой Земли, его кисть запечатлела и плавучие льды, освещенные солнцем вершины полярных гор на острове Вайгач, и ландшафт Югорского полуострова. Невероятный по насыщенности сине-голубой цвет. Борисов зафиксировал полное солнечное затмение на Новой Земле в 1886 году. Его называли «русским Нансеном». На Новой Земле он жил вместе с самоедами на 73-й широте — дальше Борисова на Север не ездил ни один художник. Будучи уже студентом Академии художеств, Александр Борисов после пленэрной практики на Кольском полуострове заинтересовал Павла Третьякова. Третьяков купил у художника 56 «полярных работ».
Декоративные панно Константина Коровина пришлось разместить в разных залах, настолько они масштабны. Можно представить какое впечатление в 1900 году произвели на парижскую публику панно для Павильона отдела окраин России. Изображения холодных утесов, омываемых ледяными водами, свинцовое низкое небо, невиданные морские птицы Севера, остатки стоянки самоедов с ритуальными цветными ленточками, идущие олени и люди в меховых одеждах в поезде самоедов.
После 1917 года освоение Арктики получило общегосударственное значение. Эпопея ледокола «Челюскин», дрейф на льдине экспедиции Папанина нашли отражение в скульптуре, и в декоративно-прикладном искусстве, в работах художников ленинградского фарфорового завода. Открытием для посетителей могут стать работы ненецкого художника, сказителя Тыко Вылки. За любознательность родители назвали мальчика Тыко (в переводе с ненецкого означает олененок). Рисовал он с детства, а в 14 лет Тыко Вылка сопровождал художника Александра Борисова в его путешествии по Новой Земле. Тот, увидев у ненецкого юноши интерес к живописи, начал его обучать.
Сосланный на Новую землю в 1903 году «за неуважение к власти» художник и писатель Степан Писахов подарил Тыко Вылке краски и карандаши. В своем дневнике Писахов заметил необыкновенную самобытность ненецкого художника: "Он сможет показать Новую Землю такой, какой мы, приезжие, её никогда не увидим".
За художественный альбом о Новой Земле, поднесенный императору Николаю II Тыко Вылка был удостоен медалью «За усердие», но в том же 1911 году умер его старший брат, и Тыко пришлось оставить обучение живописи в Москве. По ненецким традициям, он должен был теперь содержать жену и шестерых детей старшего брата. Еще одна страница жизни людей на Крайнем Севере открывает в витрине, где представлены бумажные банкноты – талоны на получение товаров в магазинах рудников треста «Арктик-уголь» на острове Шпицберген: 1 копейка, 5 копеек. Организацией были выпущены специальные деньги для их обращения среди своих сотрудников на определенной территории за границей.
И еще одна страница отечественной истории. В Ленинграде в 1925 году в Ленинградском университете был создан Институт народов Севера. Студенты – северяне, знакомые исключительно с традициями самобытной художественной культуры своего народа, создавали скульптурные и графические работы. Портреты знакомят не только с особенностями внешнего облика своих соплеменников, но и любопытно, что и в портрет всесоюзного старосты Михаила Калинина самобытный художник внес эти же черты.
Великолепные работы народных умельцев косторезного промысла. Изделия из моржовых клыков и бивней мамонта – демонстрируют целые картины.
У микрофона была Анна Всемирнова.