Картинка

Русский музей Международная конференция "Картина, рама, образ"

22 декабря 2019, 13:45

В Петербурге состоялась международная конференция «Картина, рама, образ», на которую приехали специалисты по картинным рамам. Участники приняли обращение в Президиум Российского национального комитета ИКОМ о создании международного комитета изучения картинных рам.

То, что проблема сохранения и каталогизации уникальных и столь хрупких произведений искусства назрела, подтверждают выставки художественных рам и форумы в Лувре, в Третьяковской галерее, в Берлинских музеях. Правда, в отличие от Европы, в российских музеях отношение к художественным рамам как к произведениям искусства еще только набирает силу. До недавнего времени, а где-то и поныне имеют статус некоего хозяйственного оборудования, пусть и музейного, как столы и стулья. Прорыв в общественном сознании петербуржцев – любителей искусства был сделан в 2005 году, когда в залах Мраморного дворца Русский музей показал около сотни исторических рам своего собрания без живописных полотен.

Вдохновителем и куратором была старший научный сотрудник музея, специалист по картинным рамам Оксана Лысенко. И сегодня мы продолжаем разговор о произведениях искусства, без которых и великие художники прошлого не мыслили своих полотен. А для примера возьмем самое знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в роскошной авторской раме с античными пальметтами. Сейчас в Русском музее выставка работ Ильи Ефимовича Репина, посвященная 175 –летию со дня рождения художника. В масштабном полотне «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца» сама по себе шедевр рама, специально для него изготовленная. Золоченый орнамент украшают гербы всех волостей, чьи представители чествовали императора, а на специальной вставке, речь которую император произнес перед старшинами. Репин никогда не разрешал увозить на выставку картину, если она была не одета в нужную раму.

И художники русского авангарда, хотя и были заняты поисками нового пластического языка, яростно отвергая прошлое, не отвергали художественных рам.. В 1919-20- годах организаторы музея современного искусства, приобретая произведения Владимира Талина, Ольги Розановой, приобретали многое без рам. Понимая безденежье художников, но понимая как важен именно авторский взгляд, предложили им придумать дизайн рам для своих произведений,. «Связь между картиной и рамой не случайна, они нуждаются друг в друге.- подчеркивал в своем труде «Искусство в настоящем и прошлом» испанский философ Хосе Ортега-и Гассет: "Полотно без рамы похоже на ограбленного и донага раздетого человека. Но рама вовсе не одежда картины уже хотя бы потому, что одежда скрывает тело, тогда как рама выставляет картину напоказ. Рама не привлекает взгляды к себе, а лишь конденсирует их, чтобы потом излить на полотно…"

Подобные высокие мысли наверняка навещают и реставраторов Русского музея. Без глубокого погружения в произведения искусства, мастера не работают. Во время регулярного хранительского обхода Оксана Лысенко, замечая осыпи или сколы, непременно обращается к реставраторам. Но рамы нуждаются и в иной, юридической защите. Собрание Русского музея (около пяти тысяч картинных рам) сейчас поставлены на хозяйственный учет. А задача поставить их на музейный учет в государственный каталог. Это мировая практика. И главное – спасти художественные рамы от разрушения.

У микрофона была Анна Всемирнова.

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация