Русский музей Скульптор Марк Матвеевич Антокольский

26 апреля 2020, 13:45

Скульптор утверждал: "Все мои думы, чувства, печаль и радость, все, что прожил – от России и для России." В Русском музее находится самое большое собрание его произведений.

Антокольскому посвятила книгу специалист по русской скульптуре Ольга Кривдина, ведущий научный сотрудник Русского музея и неоднократный участник нашей программы. У Ольги Алексеевны – автора ряда книг и энциклопедии «Скульптура и скульпторы Петербурга» – с творчеством Антокольского особая связь. Еще ее дипломная работа была посвящена работам этого мастера. И первый вариант книги был задуман и подготовлен ею вскоре после окончания искусствоведческого факультета Академии художеств.

Он рос самоучкой, в детстве с восторгом пытался рисовать везде, где получалось: на столе или на стенах. А в юности ему повезло. После мытарств в учениках у разных ремесленников, он попал в обучение к резчику по дереву. А потом, когда его работы для иконостаса и портреты, вырезанные в кости, увидел местный генерал-губернатор, в его жизни случился переворот. Губернатор Владимир Назимов не только оценил талант юноши. Он убедил родителей Антокольского , что ему необходимо учиться и сам же дал деньги на его обучение. Проблема заключалась в том, что учебный год в Академии начался два месяца назад. Но Пименов убедил совет Академии, чтобы Антокольского зачислили в вольноприходящие ученики в скульптурный класс и класс рисунка.

Вскоре Марк Антокольский знакомится и заводит дружбу с одним недавно поступившим в Академию студентом. Его звали Илья. Илья Репин. И тут на глазах у Антокольского и Репина происходит знаменитый «бунт 14». Живописцы-выпускники Академии отказываются писать работы на тему, заданную им скандинавской мифологии, они заявляют о том, что их интересует сегодняшняя жизнь со всеми ее проблемами и страстями. Так рождается движение передвижников. Рождается в спорах и в поиске нового. В это время и Репин, и Антокольский много общаются с будущими передвижниками. А их идейный вдохновитель Иван Крамской пусть и не надолго, становится кумиром двух молодых художников.

После семи лет учебы и нескольких отмеченных в Академии жанровых работ, Антокольский решился приступить к образу из истории Древней Руси. В те «либеральные времена» тирануИвану Грозному не нашлось места даже среди 129 фигур незадолго перед тем открытого памятника тысячелетию России. Но Иван Грозный Антокольского – не только тиран. Он – в высшей степени трагическая личность: кающаяся и вновь проливающая кровь. Личность шекспировского накала страстей. Помимо Владимира Стасова восторженной статьей на эту работу скульптора откликнулся Иван Тургенев. Восхищению современников не было конца. Даже император Александр II захотел побывать в мастерской Антокольского. А сам скульптор в то время был уже серьезно болен. Чахотка. И придворный медик Боткин осмотрев его, сказал его друзьям, что в петербургском климате он умрет очень быстро.

Антокольскому надо было ехать для лечения в Италию. Где достать средства? И Павел Третьяков, который до сих пор коллекционировал только живопись, выдал ему деньги в счет будущего исполнения в мраморе скульптуры Ивана Грозного. В Италии, а затем во Франции, где скульптор поселился в 1877 году, Антокольский нередко создавал образы из мировой истории. Будь то скажем, «Спиноза» или «Умирающий Сократ», но он постоянно обращался к персонажам русской истории: Ярослав Мудрый, Ермак, Нестор Летописец…

Сам скульптор в 1880-е годы говорил в одном из своих писем: «Как далеко ни отходил бы я в своих произведениях от настоящего, из какой эпохи и национальности я бы ни брал сюжеты для моих работ, все-таки все это результат тех долгих дум и впечатлений, с которыми я живу, которые меня отравляют и опять воскрешают. Все, что бы я ни сделал, будет результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня.»

В России на работы Антокольского откликались не только художественные критики, но и поэты и публицисты. Так весной 1880 года – за три года до создания статуи «Мефистофель», которая ныне в Русском музее – скульптор представил в Академии художеств «Голову Мефистофеля». Вскоре поэт Арсений Голенищев-Кутузов опубликовал цикл стихов «На выставке Антокольского», где писал о «Мефистофеле» , как о «воплощении духа злобы и сомнения». И тут же в спор с ним вступил Константин Кавелин. В своей статье он доказывал, что в этой скульптуре воплотились черты именно современного поколения. «Каждый из нас более или менее Мефистофель»,-говорил он. Кто был прав? Пожалуй, сегодня важнее, не это, а то, что столь разные люди, находили в этом образе свой повод для глубоких размышлений.

Сам же скульптор признавался: «В мои творения я вложил все, все, что я носил в себе. Им я передал все, что волновало и радовало душу мою, мое страданье и торжество».

Впервые работы Антокольского были выставлены в Русском музее еще при его жизни, ведь музей открылся в 1898 году. В тот год скульптор продолжал работу над заказанной ему для музея статуей Александра III на троне. Имя именно этого императора носил тогда Русский музей. Скульптор выполнил эту работу. Но тогда она так и не попала в экспозицию, а в 1926 году от нее избавились, передав в Академию художеств, а потом в Музей атеизма. Однако через сто лет после ее создания в 1999 году скульптура Александра III была возвращена в Русский музей и , наконец, представлена в его экспозиции.

В программе участвовала ведущий научный сотрудник Русского музея Ольга Кривдина, автор книги «Марк Матвеевич Антокольский. От России – для России». Над программой работали Дмитрий Бадалян и Анна Всемирнова.

­Скульптор Марк Матвеевич Антокольский

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация